|
|
|
|
3 октября 2008
Владислав Шувалов
 Нередко жанровое определение "психологический триллер" используется не по назначению. Этой характеристикой наделяется всякий жёсткий криминальный фильм с запутанными (чаще надуманными) психологическими комбинациями. Однако в случае картины Нила ЛаБьюта Добро пожаловать в Лэйквью этот жанровый оборот верен на все сто. По характеру неослабевающего ритма и напряженного действия, не оставляющего в покое зрителя до самого финала - это "триллер", а по части, точно проработанных конфликтов и ситуаций – именно "психологический".
Оригинальное название симптоматично и настраивает на тривиальную межрасовую проблематику. "Терраса Лэйквью" - это название округа Лос-Анджелеса, в котором в 1992-м году был арестован и избит белыми полицейскими некто Родни Кинг, негр, что послужило поводом для волнений среди чернокожего населения, вылившиеся в массовые беспорядки. Название района - не более чем эвфемизм, который призван очертить внешний проблемный круг. На внутренней орбите фильм представляется городским триллером о смертельной угрозе с соседнего двора. Это особый поджанр, который работает на комплексе обывательского ужаса, страха вторжения извне на территорию privacy. Коллизии, которые могут вытекать из столкновения с малоприятными людьми, понятны каждому обладателю жилплощади (и неприятных соседей в придачу). Подобные вариации мы видели неоднократно в картинах разной степени свежести и мастерства (Соломенные псы, Тихоокеанские высоты, Незаконное вторжение). Так что, казалось бы, и глаз положить не на что.
…По одну сторону соседского забора проживает немолодой чернокожий полицейский, вдовец, с двумя детьми-подростками, представитель консервативных взглядов и сторонник железного порядка в подведомственном квартале. По другую сторону разместилась только что переехавшая чета. Важно отметить, что пара межрасовая (он - белый, она - чёрная), в остальном – это сторонники либеральных взглядов, не имеющие детей; молодые, красивые, влюбленные. Конфликт вырастает из самой сути полярного мироощущения соседей.
В пересказе фабулы, как видно, фильм имеет невыразимо скучный сюжет.
Так что же его делает выдающимся? Тут и начинается интересное, благодаря чему фильм вполне претендует на родство с легендарной психодрамой Избавление. Перво-наперво надо отметить целенаправленное движение сюжета – медленно и верно авторы прописывают своеобразную кардиограмму, по которой читается, как зреет в среде милых людей нетерпимость. Для законопослушного обывателя перейти внутренний рубикон, ответив преступлением на преступление - шаг трудный и болезненный. Но сценаристы Дэвид Лафери и Хауард Кордер убедительно показывают эскалацию конфликта - от дискомфорта и обиды до смертоубийственной ненависти. Сюжет правдоподобно разыгран актёрами и, прежде всего, Сэмюэлем Л. Джексоном, который, пожалуй, является обладателем самой брутальной харизмы в афроамериканском киномире. Ещё в шедевре Криминальное чтиво монологи гангстера Джулса в исполнении Джексона отличались устрашающей убедительностью. В этом фильме актёр превосходит себя. Его персонаж – этакий Глеб Жеглов, гроза преступников, лихой чёрный чувак, который отличается от братвы лишь тем, что носит полицейский значок; мент, для которого "люди - мусор", лелеющий мысль, что он служит закону и порядку. Интересно, что герой Джексона отнюдь не одноклеточный мерзавец - это разносторонний, подкованный, обладающий природной выдержкой и блестящей выучкой негодяй, изобретательный в методах оскорбления человеческого достоинства. Его обидные реплики, замешанные на расизме и адресованные удачливому белому менеджеру, летят в зрительный зал и моментально находят там второго, и третьего, и четвёртого адресата. Привыкший по роду службы ежедневно балансировать на грани закона и беспредела, герой Джексона знает ту границу, за которую переступать нельзя. До поры до времени он за неё не переступает, позволяя себе методично изводить соседей – смесь политкорректной риторики и акцентированно унизительных реплик из его уст действует с убойной силой. К этому надо прибавить эффект внушения, которым обладает Джексон – неслучайно в упомянутом фильме Тарантино он играл киллера-проповедника. Цепкий взгляд актёра вкупе с агрессивным тембром голоса выглядят весьма опасным оружием, производя то же самое впечатление, какое производит удав на кролика. Благодаря таланту Джексона и чётко прописанным портретам его соседей, зритель втягивается в фильм. Антиподы персонажа Джексона (Патрик Уилсон и Керри Вашингтон) явлены вполне вменяемыми и взрослыми людьми: нельзя посетовать, что они-де подыгрывают оборзевшему легавому, но слишком уж силён их противник как физически, так и морально. Взаимное психологическое противостояние накаляет экранную ситуацию до предела. И здесь вновь следует сказать доброе слово в адрес сценаристов, которые снабжают конфликт железобетонными мотивациями, позволяющими примерить силу позиции каждой из воюющих сторон на самих себя. Критические минуты фильма напоминают стрёмное предвкушение непреднамеренной драки, когда ты желал бы разойтись по-хорошему, но кожей чувствуешь, что спокойно уйти тебе уже не дадут. Фильм изрядно пощекочет нервы.
Психологический градус фильма понятен – более неочевидным выглядит политкорректный посыл, что существенно добавляет достоинств фильму. С одной стороны, драма определенно должна понравиться зрителям темного цвета кожи, поскольку и герой фильма, и актёр выглядят предпочтительнее остальных фигурантов (неслучайно продюсером фильма выступил другой известный афроамериканец Уилл Смит). С другой стороны – чернокожий полицейский настолько перегибает палку, что впору белого человека объявить угнетаемым меньшинством.
Кажется, что именно по причине неоднозначных моральных акцентов в американском обществе произошёл раздрай мнений. Как это нередко бывает в спорных случаях, истина глаголет устами ребёнка. Роджер Иберт, самый народный американский критик, точно описал углы восприятия фильма и ту сложность, с которой сталкивается зритель.
"Кто-то найдёт фильм волнующим. Для кого-то он станет проверкой на наличие совести. Некоторые останутся с чувством беспокойства. Кому-то фильм активно не понравится, и они будут абсолютно уверены, почему. Некоторые подробности фильма одни возненавидят, а другие их даже не заметят. Но будут и такие, которые увидят только лишь триллер. Я же нахожу фильм животрепещущим и провокативным, и меня забавляет тот факт, что по ходу фильма я могу изменить свою точку зрения".
|
|
|