|
|
|
|
15 сентября 2008
Владислав Шувалов
 Дуэт Роберта Де Ниро и Аль Пачино хочется обозвать тепло и приятно - "старые ворчуны разбушевались". Название этой бадди-комедии очень подходит, хотя Джон Эвнет, режиссер фильма Право на убийство, не комедию снимает (по правде сказать, тут и драмой не особо пахнет). Все симпатии в полицейском детективе Право на убийство заданы изначально: кто бы из героев не оказался негодяем, зритель простит, и морально-этических вердиктов на этом факте не построит. Оба свои, обоих жалко.
Де Ниро и Пачино принадлежат к племени настолько редких голливудских бизонов, что удивительно, как они не мешали друг другу столь длительное время при том, что, по существу, делили одно амплуа – этаких "драматических суперменов", буквально сверхмужчин, способных удовлетворить чаяния зрителей обоих полов и за счет своего харизматического коленкора вписаться в фильм любого жанра. Их совместные работы (а доселе их и было всего-то две) планета бурно обсуждала, сравнивая, кто круче (мощнее, драматичнее, мужественнее). Так ребёнок рано или поздно задаётся извечной и неразрешимой дилеммой, кто сильнее - слон или кит. В 1974-м году оба актёра участвовали во втором фильме легендарного эпоса Крёстный отец. Но хитроумный Коппола развёл звёзд во времени, по максимуму задействовав убойную харизму каждого из актёров. По сюжету, персонаж Де Ниро был отцом персонажа Пачино – в одном кадре им не светило порадовать зрителей. В 1995 году, миновав 50-летний рубеж, увешанные заслуженными почестями мэтры были привлечены Майклом Манном к полицейскому боевику – Схватка. Битва "слона и кита" состоялась, а фильм считается одним из наиболее удачных образцов жанра 90-х. Однако и у Манна обе звезды разделили рамку киноэкрана не более, чем в одном-двух эпизодах. Коп в исполнении Пачино преследовал матерого преступника в исполнении Де Ниро и, по законам остросюжетной фабулы, до поры до времени они не должны были встретиться.
В Праве на убийство оба героя выступают дуэтом сходу – ни бандитские пули, ни вьедливые психологи из бюро внутренних расследований, ни хмурое полицейское начальство, ни женщина (в фильме одна на двоих) не смогут помешать дружественному союзу мужчин, замешанному на кодексе "честного легавого". Огнеупорная дружба рискует стать "смертельным оружием" для криминальной среды. Когда одного из детективов достаёт повальный беспредел, он начинает собственноручно гасить избежавших правосудия преступников. Напарник всячески его защищает и понимает.
Динамика фильма направляется эпизодами, разворачивающимися вокруг очередных жертв коп-дуэта. Схема простая: обнаружили негодяя, избежавшего справедливого суда, разозлились, ночью пристрелили, поутру завели дело. Правда, нераскрытых дел оказывается много, и что-то с ними надо решать. Фильм не совсем прямолинеен – в нём есть детективная интрига, разрешающаяся, как и положено, в финале. К слову, предсказывается эта интрига тоже достаточно легко. Тем не менее, попытка разнообразить фабульные решения говорит в пользу Джона Эвнета – махрового голливудского троечника. Сегодня, в период бурления необоснованных творческих амбиций, пусть неяркие, но хорошо усвоенные ремесленником жанровые умения являются редкостью и кажутся почти что достоинством.
В прологе картины нас уверяют, что Пачино и Де Ниро - не пенсионеры, что не исчерпаны запасы их пороховниц. Герои толкают железо, стреляют в тире, играют в шахматы. Естественно, лупят в десятку и ставят мат сопернику. Старики-разбойники утёрли нос паре молодых детективов (Джон Легисамо и Донни Уолберг, брат известного актёра), наваляли самому 50 Cent, играющему мажорного наркодилера, но (занятная штука) к концу фильма матёрые копы споткнутся об живучего русского киллера в исполнении Олега Тактарова.
Тем не менее, старая гвардия не ржавеет: тридцать лет службы в полиции, перед ними нет преград (если только один титан не пойдёт против другого). Не столько для драматизма действия, сколько для наращивания калибра схватки, авторы сталкивают героев. И ребёнку понятно, что противостоять одному зубру может только другой такой же – императору надлежит пасть от руки себе подобного. Но психологическая дуэль Схватки сменилась в Праве на убийство парадным братанием. Герои отвешивают друг другу поклоны и комплименты, понимают друг друга с полуслова. Начальство прикидывает, что тандему 120 лет на двоих и переделывать их поздно, а со стороны остроумно замечается, что герои выглядят "как Леннон и Маккартни". Это необыкновенно точная ремарка позволяет кожей ощутить, что это такое было для киноистории: Де Ниро – с патологически суровым взглядом Джеймса Конвея из Своих парней, а Пачино – в чёрном кожаном пиджаке Карлито Бриганте. Это, значит, что герои - на рейде, и спуску никому не дадут. И тут уже неважно, что под звёзд подлажена вся фактура фильма, а криминальный мир играет с пожилыми детективами в поддавки. Однако смотреть на Роберта Де Ниро и Аль Пачино при деле крайне приятно, и списывать их на пенсию не хочется. Хотя вроде бы и пора.
|
|
|