
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
29 мая 2009 | 11473 просмотра Жак Лурселль |
 Как и в случае с Фрицем Лангом некоторое время спустя, короткое пребывание Дрейера во Франции выпало на период исканий и экспериментов, за которыми, как и у Ланга, без сомнения, кроется глубокая неуверенность в будущем направлении своей карьеры. В этот период появляются на свет две отрывочные и во многих отношениях парадоксальные картины - Страсти Жанны д'Арк и Вампир, 1932, - которые ждала невероятная слава: откровенно говоря, преувеличенная по сравнению с их подлинными достоинствами. В случае со Страстями Жанны д'Арк очень частое использование крупного плана в процессе над Жанной, решающий стилистический элемент фильма, сперва вызвал удивление у публики, а затем помог картине завоевать огромный успех. Однако следует напомнить, что поначалу Дрейер намеревался снять звуковой фильм, и только техническая накладка (отсутствие подходящего оборудования на французских студиях) помешала ему этого добиться. Изобилие крупных планов, несомненно, показалось бы почти нормальным явлением в звуковой картине, но в немом фильме стало чрезвычайно зрелищным и заметным элементом, особенно когда к этим многочисленным крупным планам приклеили титры, разъясняющие их содержание. Крупные планы немедленно превратились в почти авангардистский прием, и Страсти Жанны д'Арк стали одним из немногих фильмов, которые обязаны местом в истории кино своему экспериментальному характеру (в данном случае - наполовину случайному). |
Читать полностью
|
|
27 мая 2009 | 7598 просмотров Жак Лурселль |
 Вторая из четырех экранизаций романа Джеймса Кейна "Почтальон всегда звонит дважды" (не упомянутого в титрах по причинам, связанным с правами). Историческое значение Одержимости несравнимо выше, чем у трех других фильмов, и эту картину следует рассматривать в первую очередь не как литературную экранизацию.
Одержимость кладет начало одновременно и карьере Висконти, и направлению неореализма. Сам этот термин был впервые упомянут применительно к кинематографу монтажером Марио Серандреи в письме к Висконти в первые дни монтажного периода Одержимости. (Отметим, что в Италии этот термин уже использовался в литературе.)
В рамках творчества Висконти Одержимость считается одной из самых новаторских и совершенных картин (все они были сняты в начале его творческого пути). В рамках неореалистического направления фильм представляет собой парадоксальный и весьма необычный дебют. У него нет ничего общего с другими картинами, основавшими это направление (Похитители велосипедов, Рим, открытый город, Пайза): там в описании развалин чувствуется дух морального обновления, и за всеми индивидуальными особенностями этих картин непременно проглядывает лучик надежды. Одержимость идет к неореализму через отрицание. |
Читать полностью
|
|
25 мая 2009 | 6550 просмотров Жак Лурселль |
 С 1963 по 1967 гг. Милош Форман снял в родной стране несколько фильмов - среднеметражку Конкурс, 1963; Черный Петр, 1964; Любовные похождения блондинки, 1965, - отличающиеся шутливой, по-молодому бодрой и по-новому свободной тональностью, тесно связанной с так называемой "пражской весной". Эта серия фильмов весьма показательно завершается едкой и мрачной, лишь обманчиво комедийной картиной Гори, моя барышня, 1967. Американский период Формана открывается изобретательным и блестящим фильмом, с большой социальной остротой описывающим американскую буржуазию (Отрыв, 1971). В основу фильма было положено существование выдуманной, но очень правдоподобной "Ассоциации родителей, разыскивающих собственных детей". Эта картина обозначила переход Формана к новому стилю, с которым он снискал огромный успех во всем мире (Пролетая над гнездом кукушки; Волосы; Амадей).
Каждый раз Форман берет за основу богатый материал, зарекомендовавший себя на театральной сцене или в литературе, и ловко адаптирует его для кино, делая его еще ярче и популярнее. Достоинства Формана-экранизатора позволяют говорить о том, что его режиссура вдыхает новую жизнь в обрабатываемый материал. (В случае с Волосами - мюзиклом, ставшим символом для целого поколения - материал первоисточника рассматривается под новым углом, подвергается широкому и глубокому переосмыслению.) Основные качества Формана: невероятная энергия, с которой он задает новый ритм экранизируемому произведению, стремление перенести действие в реальное географическое пространство первоисточника (театры Австрии и Центральной Европы в Амадее; больница г. Салем, штат Орегон, в Пролетая над гнездом кукушки) и особенный дар в подборе актеров и работе с ними. Джек Николсон играет в этом фильме свою лучшую роль. Все окружающие его персонажи ярки и выразительны: в особенности те, роли которых исполняют Дэнни Де Вито, ставший знаменитым лишь десять лет спустя, и Брэд Дуриф, снявшийся позднее в главной роли в фильме Хьюстона Мудрая кровь, 1979. |
Читать полностью
|
|
22 мая 2009 | 6353 просмотра Жак Лурселль |
 Экранизация "Дракулы", романа Брэма Стокера, не упомянутого в титрах из-за проблем с авторскими правами. Носферату - один из пяти-шести важнейших фильмов в истории кино и, несомненно, главный образец немого кинематографа. Покуда существует кино, покуда публике демонстрируют фильмы, вполне вероятно, что Носферату всегда будет будоражить воображение; им всегда будут восторгаться, его всегда будут изучать и толковать по-разному. Пользуясь любовью всех категорий публики, от массового зрителя до интеллектуалов (во Франции о своем восхищении фильмом во всеуслышание заявили сюрреалисты, и это, учитывая их невероятные рекламные ресурсы, сослужило ему отличную службу), Носферату стоит у истоков фундаментального направления в кинематографе - болезненно-патологического, породившего длинную вереницу шедевров, к которому можно отнести ряд великих голливудских экранизаций фантастических литературных произведений, фильмы Вэла Льютона - Турнёра - Робсона, Эдгара Улмера, ассистента и ученика Мурнау, некоторые нуары, и т.д. Носферату - многогранный фильм и прежде всего - метафизическая поэма, в которой силы смерти призваны неумолимо притягивать к себе, поглощать, высасывать жизненные силы, без вмешательства в эту борьбу какого-либо морализаторского противопоставления добра и зла. Смерть питается смертью, и самопожертвование Эллен необходимо для того, чтобы "неумерший" (этимологическое значение имени Носферату) мог, в свою очередь, умереть, ведь без его смерти невозможно сохранить равновесие в мире. Персонаж Носферату - центр мира, где господствует смерть, и, кроме ужаса, он внушает жалость, сочувствие и чарующее и трагическое оцепенение. Некоторые толкователи видят в Носферату двойника Хуттера. По их мнению, встреча Хуттера и Носферату становится для Хуттера кульминацией познания себя. Ну как тут обвинять Носферату? |
Читать полностью
|
|
20 мая 2009 | 4060 просмотров Жак Лурселль |
 Самая удачная попытка Роберта Олтмена подвергнуть критике, разрушить и, таким образом, заново возродить классический голливудский кинематограф. Впрочем, слово "удачный" едва ли подходит к проектам Олтмена; к ним скорее можно применить знаменитую фразу Пикассо, только вывернув ее наизнанку - так, чтобы получилось нечто вроде "Я не нахожу, я ищу". Ведь смысл творчества Олтмена - именно в поисках, а не в их удачном завершении.
Самый зрелищный и оригинальный элемент Нэшвиля - это, конечно, открытая структура, предоставляющая полную свободу действий двадцати четырем главным героям, а также зрителю, который, по словам сценаристки Джоан Тьюксбери, должен стать двадцать пятым персонажем сюжета - тем, без которого картина была бы совершенно неполной.
Эта открытая структура, масштабная мозаика, объединяющая огромное количество характерных - положительных или отрицательных - черт американского общества (талант, амбиции, любовь к музыке, шоу-бизнес, политика, насилие и т.д.), нарочито очень старается сохранить нейтральность, чтобы отсутствие авторского мнения еще больше привлекло внимание зрителя к реальности, подтолкнуло его к раздумьям, давая как можно меньше ориентиров. Тем не менее, эту нейтральность очень часто слегка нарушают сатирические, насмешливые нотки, что ничуть не мешает некоторым линиям быть весьма трогательными (см. портрет мистера Грина или линию отношений между Барбарой Джин и Барнеттом). |
Читать полностью
|
|
|