
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
|
21 августа 2006
ПЕЧАТЬ ЗЛА (Touch of evil) Орсон Уэллс, 1958
Жак Лурселль
1958 – США (95 мин) • Произв. UI (Альберт Загсмит) • Реж. ОРСОН УЭЛЛС • Сцен. Орсон Уэллс, Пол Монэш по роману Уита Мастерсона «Значок зла» • Опер. Расселл Метти • Комп. Генри Манчини • В ролях Чарлтон Хестон (Рамон Мигель «Майк» Варгас), Орсон Уэллс (Хэнк Кинлэн), Джэнет Ли (Сьюзен Варгас), Марлен Дитрих (Таня), Джозеф Каллейа (Пит Менцис), Аким Тамирофф (дядя Джо Грэнди), Джоанна Мур (Марша Линнекар), Валентин де Варгас (Панчо), Виктор Милан (Санчес), Рэй Коллинз (окружной прокурор Адер), Лало Риос (Ристо), Мерседес МакКембридж (Чёрная куртка), Джозеф Коттен (коронер), За За Габор (владелица стрип-клуба).
«Мистер Аркадин»* и «Печать зла» - вершина уэллсовского барокко. Стиль барокко, краткое и радикальное определение которому дал Борхес («я называю барокко конечный этап каждого искусства, когда оно выставляет напоказ и растрачивает свои средства»), замечательно подходит Уэллсу для описания изношенного, загнивающего мира, к концу второго тысячелетия почти достигнувшего последней стадии разложения. Конечно, ни одна из обеих историй, рассказанных в этих фильмах, не могла произойти в иное время, нежели в XX веке – в эпоху, когда мир катастрофически стареет в глазах Уэллса, всегда пытавшегося придумать и воплотить персонажей, служащих образом этого мира и равняющихся ему по масштабу. Молодость сильно мешала ему в достижении этой цели: в этом кроется одна из причин его склонности к гриму и парикам, которыми он часто злоупотребляет. Если парики Уэллса в «Мистере Аркадине»* почти так же чудовищны, как в «Гражданине Кейне»*, то в «Печати зла» он дарит зрителю впечатляющий образ одутловатого и неуправляемого старика – можно совершенно забыть о том, что актёру в то время было всего сорок два года. С точки зрения техники может показаться, что стили «Мистера Аркадина»* и «Печати зла» очень разнятся: в одном – короткий, рубленый монтаж, обилие планов, создающее прерывистый и богатый сюрпризами ритм; в другом – длинные планы, длящиеся так долго, что кажется: вот-вот лопнут. И всё-таки два разных стиля служат одной и той же цели: нарисовать портрет агонизирующего мира, подвести итог ему и живописать его последние содрогания. Впрочем, сам Уэллс пояснял, что прибегал к короткому монтажу при острой нехватке средств, а к длинным планам – в тех случаях, когда денег было немного больше. Естественно, Уэллс пользуется длинными планами совсем иначе, нежели Премингер, пытающийся таким образом максимально устранить монтаж в погоне за идеалом – фильмом, состоящим из одного-единственного плана. Длинный план Уэллса громогласно заявляет о себе каждой своей секундой. Это – отважный поступок, призванный поразить воображение зрителя и создать внутреннее напряжение, связанное не столько с самой фабулой фильма, сколько с виртуозностью режиссёра. Первый план «Печати зла» - движение вслед за приговорённой машиной – (без сомнения, самый удивительный и самый значительный во всём творчестве Уэллса) прекрасно сочетает в себе обе этих разновидности напряжения. В остальном, что касается неистовой и контрастной операторской работы (Уэллс по своей природе абсолютно чужд цветной плёнке), использованию коротких фокусов и необычных ракурсов (съёмки с верхней и нижней точки), оба фильма практически идентичны, оба создают сумеречное пространство, наполненное спешащими куда-то призраками, в котором даже начинающий киноман безошибочно распознает почерк Уэллса. В сценарном плане оба фильма находятся на гораздо более низком уровне, но это лишь подстёгивает Уэллса, которого персонажи интересуют больше, чем действие, а атмосфера – ещё больше, чем персонажи. Темы коррумпированности власти, живучих и мучительных воспоминаний, невозможности спастись от них, сменив личность (что подчёркивается изобилием масок и мест, где персонажи безуспешно пытаются найти укрытие), вновь и вновь возникают между строк и между кадров. Сценарий «Мистера Аркадина»* чуть превосходит по качеству «Печать зла», поскольку его конструкция позаимствована у некоторых нуаров, предшественником которых явился «Гражданин Кейн», и поскольку он лишён всякого манихейства. Все его персонажи стоят друг друга; каждый играет свою роль в тотальной коррумпированности мира. Напротив, сценарий «Печати зла», полный условностей, небрежностей и натяжек, остаётся одним из самых посредственных сценариев в жанре американского послевоенного детектива. Но это не так уж и важно, раз он позволил Уэллсу в последний раз представить во всей красе свой театр теней и кошмаров.
N.B. Неправомерны попытки включить Уэллса в число величайших художников первого века кино. Время исправит эту ошибку, допущенную историками кинематографа, которым очень трудно объективно исследовать этот вид искусства по причине его новизны. Было бы не менее несправедливо не признавать за Уэллсом его несомненных качеств: качеств великого щёголя, сумевшего убедить современников в своей гениальности; талантливого фокусника, умеющего пустить пыль в глаза; блестящего мегаломана, чья мегаломания принесла ему мировую славу и признание выше всяких границ, и в то же время – лишила возможности оставить после себя богатое и цельное творческое наследие, подготовленное кропотливым трудом многих людей в Голливуде, так и оставшихся в неблагодарной безвестности. Но не в том ли заключается судьба и последняя уловка некоторых мастеров стиля барокко, чтобы заставить нас сожалеть о растраченных ими силах и о тех прекрасных произведениях искусства, которых им не удалось создать?
|
|
|