Ссылки
22 июня 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Все уровни смерти
"Последняя сказка Риты" — сенсация вдвойне: и на производственном, и на художественном уровне. В России никто еще не выбирал такую героическую независимость, как снявшие фильм "на свои" режиссер Рената Литвинова и композитор Земфира Рамазанова (Studio Zapredelye). Отказавшись стричь авторскую речь под рыночную гребенку, они опровергли страшилку о творческой свободе как синониме аморфного самолюбования. Запредельно жестокая эмоционально и столь же запредельно красивая "Сказка" — безупречно выстроенная притча о смерти. Диалоги Литвиновой близки к гениальности. Кастинг — неожиданный, но "в десятку": от властительного главврача Сати Спиваковой до спивающейся красавицы Татьяны Друбич. Отменная операторская работа еще незнаменитых вгиковцев.
Читать на сайте
7 июня 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Воспоминания о рае
Ну вот и все: закончился век великой пятерки американских фантастов, ставших родными для советских шестидесятников и их детей, воспитанных на культе сероватых томиков "Библиотеки современной фантастики". Рэй Брэдбери ушел последним вслед за Клиффордом Саймаком (1988), Айзеком Азимовым (1992), Робертом Шекли (2005) и Артуром Кларком (2008).
Читать на сайте
5 июня 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Бесчеловечный взгляд на бесчеловечную реальность
На прошедшей в зимнем саду отеля "Астория" 12-й церемонии вручения литературной премии "Национальный бестселлер" жюри проявило невиданное единодушие. В ходе открытого голосования четыре из шести голосов получил — по мнению Михаила Трофименкова, вполне заслуженно, хотя и не совсем за то, за что следовало бы,— роман Александра Терехова "Немцы".
Читать на сайте
31 мая 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
100 лет кинотворчества
Во вторник в своем токийском доме умер классик японского кино, автор 45 фильмов Канэто Синдо. Свой сотый день рождения он отпраздновал 22 апреля, а последний фильм "Открытка" снял в 98-летнем возрасте. Жизнь Синдо — сама по себе готовый фильм, который, будь он снят, непременно вызвал бы хоровой протест: "Так не бывает!".
Читать на сайте
21 мая 2012
Афиша
Критика за неделю: "Диктатор", "Напролом", "Откровения", книга Трофименкова
"Есть новости?" — "Ну как, глобальное потепление. Одна знаменитость увеличила сиськи. В Конгрессе опять гоняют лысого. В общем, все как всегда". В этом монологе отражена очень обаятельная старомодность героя Гая Пирса, который, конечно, принадлежит не к 2079 году, а к гораздо более древним эпохам кино, и его не проймешь футуристическими упреками: "Посмотри на себя, никто давно уже не курит!"...
Читать на сайте
18 мая 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Тирания на выезде
В прокат вышел "Диктатор" Ларри Чарльза, считающегося режиссером, но лишь придающего экранную форму эскападам Саши Барона Коэна. К удивлению Михаила Трофименкова, несмотря на все усилия Чарльза и Коэна, они таки создали нечто, похожее на фильм.
Читать на сайте
16 мая 2012
Михаил Трофименков - Сеанс
Убийственный Париж
В начале мая в "Порядке слов" прошла презентация книги Михаила Трофименкова "Убийственный Париж". В каждой из пятидесяти глав путеводителя рассказывается о преступлениях, порой фантастических, в столице Франции. В блоге мы публикуем видео и расшифровку выступления.
Читать на сайте
11 мая 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Роман Жюли и Верна
Семь каторжников во главе с Верном, героем Кларка Гейбла, бегут из каторжного ада Французской Гвианы. Этот ГУЛАГ просвещенной Европы ничем не уступал по безжалостности Колыме: мир ахал и охал, пока на рубеже 1930-х героический французский репортер Альбер Лондр не вынудил своими репортажами власти приступить к его ликвидации... Михаил Трофименков о "Странном грузе" Фрэнка Борзейджа.
Читать на сайте
2 мая 2012
Михаил Трофименков - Сеанс
Убийственный Париж
4 мая в "Порядке слов" состоится презентация книги Михаила Трофименкова "Убийственный Париж" — путеводитель по криминально-историческим местам столицы Франции. В блоге мы публикуем главу "Улица Рошешуар, 76. „Синяя борода" ХХ века (1919)", посвященную серийному убийце Анри Дезире Ландрю, отрубленная голова которого выставлена в Музее смерти в Голливуде.
Читать на сайте
29 апреля 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Коктейль "Супергерой"
О премьере фильма Джосса Уидона "Мстители" ("The Avengers"), основанного на комиксах Стэна Ли и Джека Кирби, хочется говорить в терминах военной науки. Такого еще не было: это вам не сиквелы-приквелы, а ковровая бомбардировка.
Читать на сайте
27 апреля 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Без жены виноватый
Изящный фильм Гарсона Канина оказался в тени таких шедевров, как "Воспитание крошки" (1938) Ховарда Хоукса или "Ребро Адама" (1949) Джорджа Кьюкора. Между тем это тоже шедевр в том же жанре screwball comedy — болтливой эксцентриады на тему "войны полов". Как правило, по одну сторону баррикад — взбалмошная эмансипе. По другую — мужчина...
Читать на сайте
13 апреля 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Зрячие позавидуют ослепшим
Старый добрый трэш обладал прелестной особенностью: чем невменяемее сюжет, тем старательнее создатели имитировали научно-популярное обрамление действия. Так, фильм Эда Вуда "Глен или Гленда" (1953) открывался лекцией психотерапевта, придававшей солидность милой режиссерскому сердцу теме трансвеститов.
Читать на сайте
16 марта 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Параллели реальности
"Тора! Тора! Тора!" — сигнал, повинуясь которому японская армада сокрушила Перл-Харбор. И одновременно — утроенное для придания магической силы японское имя кошки. Это упоминание, промелькнувшее в фильме "Без солнца" (1983),— лишь одна из ослепительных параллелей и монтажных фраз, из которых состоят фильмы Криса Маркера. Он обладает мистическим даром придать сложнейшему ассоциативному ряду божественную простоту home video. "Без солнца" так и заявлен — как антология 16-миллиметровых писем, которые шлет, откуда бог занесет, оператор Шандор Красна.
Читать на сайте
14 февраля 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Победа черно-белой тишины
"Артист" Мишеля Хазанавичуса — комедия о трагедии звезды немого кино. Когнитивный диссонанс, кроющийся в этом определении, вызывает желание расставить точки над i. Постойте-постойте: а этот актер — он хороший, талантливый? Или бездарный? Может быть, это комедия о трагедии взлета и падения — уважаемый голливудский жанр — слишком много возомнившего о себе мономана?
Читать на сайте
14 февраля 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Кинематограф революции и революционеры кинематографа
Среди 600 фильмов советско-германской студии "Межрабпомфильм" (1924-1936) нашлось место "Мисс Менд" (1926) Федора Оцепа — "комиксу" о борьбе пролетариев-сорвиголов с заговорщиками-империалистами во главе с маньяком Чиче. История самой студии под стать ему. Не глава из учебника истории — авантюрный роман, возможный лишь в раскаленной атмосфере всемирной гражданской войны, "войны Коминтерна".
Читать на сайте
14 февраля 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Голая правда кино
Жан-Люком Годаром фильма по роману Альберто Моравиа с участием Брижит Бардо. Экранизация и работа со звездами позорны сами по себе. Съемки на Капри, вдали от Сен-Жермен-де-Пре — вообще, разврат. А пожертвовать своей авторской свободой, работая на презренных деляг Карло Понти и Сэма Левина (прикупившего вместе с правами на американский прокат "Подвигов Геракла", 1958, и сам бренд "Геракл") — для такого в лексиконе парижских нонконформистов даже и слов подходящих не было.
Читать на сайте
14 февраля 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Так не сошлись звезды
Название фильма Саймона Кертиса обманчиво игривое. В голову сразу лезет какая-то чепуха. "7 дней и ночей с Мэрилин" (My Week with Marilyn) — не иначе какой-нибудь тайный роман звезды, на неделю сбившей со следу шакалов бульварной прессы, чтобы прожить короткую идиллию с любовником.
Читать на сайте
14 февраля 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
История в кадрах
Вчера в больнице Пирея на 77-м году жизни умер Теодорос Ангелопулос. Великий греческий режиссер получил многочисленные травмы, когда, сбитый мчащимся мотоциклом, упал в бетонный колодец на съемках фильма "Другое море", последней части трилогии, начатой "Плачущим лугом" (To Livadi pou Dakryzei, 2004) и "Пылью времени" (The Dust of Time, 2008).
Читать на сайте
13 февраля 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Зло и его мать
Михаил Трофименков о фильме "Что-то не так с Кевином" Линна Рэмси
Жизнь Евы Хачадурян — прах, руины и крестные муки. В это приходится поверить еще до того, как, шатаясь с нравственного похмелья, она протрет глаза и обнаружит разводы кровавой краски на стенах своего дома, благопристойные дамы осыплют ее уличной бранью, а еще одна кумушка раздавит купленные ею яйца на кассе супермаркета. Тильда Суинтон с первого до последнего кадра носит на лице маску такого страдания — причину которого режиссер фильма "Что-то не так с Кевином" (We Need To Talk About Kevin) Линн Рэмси разъяснит в финале,— что теряешься в догадках: что с ней случилось? Неудачная операция по перемене пола?
Читать на сайте
13 февраля 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Масскульт личности
Вчера утром в московской больнице на 67-м году жизни умер от инсульта Евгений Гинзбург, один из символов золотого века советского телевидения и пионеров отечественного шоу-бизнеса.
Читать на сайте
13 февраля 2012
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Холмс вразнос
Практически одновременно состоялись премьера фильма "Шерлок Холмс: Игра теней" Гая Ритчи с Робертом Дауни-младшим, запуск второго сезона сериала BBC "Шерлок" с Бенедиктом Камбербэтчем и начало съемок российского "Шерлока Холмса" Андрея Кавуна с Игорем Петренко. Фильмы о Холмсе с 1908 года снимаются чуть ли не ежегодно и каждый раз получаются разными.
Читать на сайте
16 ноября 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Честно изуродованный шедевр
Сценарист Дэвид (Джеймс Мердок) спасается на кабриолете от суеты мегаполисов на "малой родине" своей молодой жены Эми (Кейт Босуорт), сверкающей коленками так, что слепнут встречные и поперечные. Местные морлоки берут его на "понял-понял" и на "слабо", сворачивают шею любимой кошке, хором насилуют Эми, наконец, пытаются линчевать. Поле боя, заваленное трупами быдла, остается за "ботаником".
Читать на сайте
16 ноября 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Трудно быть бабой
Появление фильма Андрея Смирнова "Жила-была одна баба", посвященного судьбе тамбовской крестьянки Варвары и охватывающего 1909-1921 годы,— событие, достойное Книги рекордов Гиннесса. Возвращение к игровой режиссуре после тридцатилетнего перерыва уникально.
Читать на сайте
9 ноября 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Боги в прокате
На этой неделе в российский прокат выходят "Война богов: Бессмертные" Тарсема Сингха — фильм о борьбе олимпийских богов с титанами и о подвигах Тезея. О том, как в кинематографе обходятся с мифами, вспоминал Михаил Трофименков.
Читать на сайте
7 ноября 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
"По версии Барни"
Барни Панофски, герой "По версии Барни" (Barney's Version, 2010), покажется старым (пусть и не очень добрым) знакомым даже тем, кто не читал роман (1997) канадского классика Мордехая Рихлера, который Ричард Льюис экранизировал. Продюсер телевизионного хлама Барни — родной брат Александра Портного из романа Филипа Рота "Случай Портного" (1969) и Лоренса Гопника из фильма братьев Коэн "Серьезный человек" (2009), как и "Версия", исполненных в жанре "еврейской жалобы".
Читать на сайте
17 октября 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Схватка с ромом
В российский прокат выходит фильм "Ромовый дневник" — экранизация одноименного романа Хантера Томпсона, которая после долгих мучений наконец удалась режиссеру Брюсу Робинсону.
Читать на сайте
14 октября 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Простой смертный еврей
Барни Панофски, герой "По версии Барни" (Barney's Version, 2010), покажется старым (пусть и не очень добрым) знакомым даже тем, кто не читал роман (1997) канадского классика Мордехая Ричлера, который Ричард Льюис экранизировал. Продюсер телевизионного хлама Барни — родной брат Александра Портного из романа Филипа Рота "Случай Портного" (1969) и Лоренса Гопника из фильма братьев Коэн "Серьезный человек" (2009), как и "Версия", исполненных в жанре "еврейской жалобы".
Читать на сайте
3 октября 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Вначале были титры
Сол Басс, Фриц Филинг, Морис Биндер — у крохотных фильмов перед фильмом, концентрирующих их суть, предостерегающих, пугающих, дразнящих, интригующих, есть свои авторы. Их имена в профессиональных кругах окружены не меньшим пиететом, чем имена "настоящих" режиссеров "большого" фильма
Читать на сайте
30 сентября 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Глазами пехотинца
Фильм Кинга Видора — первый великий фильм о "великой", как ее тогда называли, то есть, Первой мировой войне. Еще во Франции ее звали "der des der": фамильярное сокращение от "derniere des dernieres", "последней из последних" войн на земле. Коллективный ужас перед крушением миропорядка, всех идеалов и иллюзий — "никогда больше!" — был, пожалуй, в Европе даже сильнее, чем после Второй мировой. Поэтому логично, что во Франции "Большой парад" шел под рекламным лозунгом: "Фильм, который заставляет возненавидеть войну".
Читать на сайте
30 сентября 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Нужное место в нужное время
Конечно, Вуди Аллен посмеивается над американским мифом богемного Парижа, как в "Вики Кристине Барселоне" он насмехался над заокеанскими представлениями об испанском темпераменте. Но, посмеиваясь, он лишь укрепляет этот по-прежнему живой миф.
Читать на сайте
26 сентября 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Одиночество вливается в коллектив
Вчера в Санкт-Петербурге фильмом Виктора Косаковского "Да здравствуют антиподы!" открылся XXI Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов "Послание к человеку". В трех конкурсах — международном, национальном и экспериментальном — представлено свыше 110 фильмов. И это не считая внеконкурсных показов. Программу фестиваля изучил МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ.
Читать на сайте
21 сентября 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Операция "Цитадель"
Поздно вечером в понедельник оскаровский лауреат режиссер Владимир Меньшов, председатель российского "оскаровского" комитета, отказался поставить свою подпись под протоколом, удостоверяющим выдвижение на премию Американской киноакадемии фильма оскаровского лауреата Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2. Цитадель".
Читать на сайте
7 сентября 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Ставка на жизнь
На 89-м году жизни умер один из основоположников польской школы Януш Моргенштерн, постановщик легендарной сцены с горящими поминальными стопками спирта в "Пепле и алмазе" (1958) Анджея Вайды и не менее легендарного телефильма "Ставка больше, чем жизнь" (1967).
Читать на сайте
2 сентября 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Легенда о Юге и южанах
Название фильма Джона Форда "Долгий путь домой" (The Long Voyage Home, 1940) — формула его творчества. Моряки в океане, солдаты на фронте, ковбои, годами блуждающие по прериям,— все они мечтают о возвращении домой или об обретении дома. Форд, старый солдат, знал цену возвращению. Любые испытания и страдания оправданны, если герой вернется на свой порог, как возвращается выживший на каторжном "острове акул" доктор Сэмюэль Мадд (Уорнер Бакстер).
Читать на сайте
2 сентября 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Несколько попыток коллективного психоанализа
Михаил Трофименков о фестивале "Датская волна — 3"
Хотя на фестивале и нет фильмов самого знаменитого датчанина наших дней Ларса фон Триера, его можно интерпретировать как гимн в его честь. И архивная часть — "День гнева" (Vredens dag, 1943) великого Карла Теодора Дрейера, которого фон Триер называет своим кумиром,— и часть современная подтверждают обоснованность его претензий на роль единственного хранителя великой датской традиции.
Читать на сайте
29 августа 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Звезда пленительного несчастья
В субботу на 76-м году жизни умерла народная артистка СССР (1990) Ия Саввина, звезда Театра имени Моссовета (1960-1977) и МХАТа (с 1977 года).
Актерское амплуа питомицы журфака и студенческого театра МГУ сложилось сразу и навсегда, стоило ей сыграть в "Даме с собачкой" (1960) Иосифа Хейфица. "Я никогда не была счастлива, и теперь несчастна, и никогда, никогда не буду счастлива, никогда!" — повторяла Анна Сергеевна.
Читать на сайте
26 августа 2011
Михаил Трофименков - Коммерсантъ
Опальному воля
"(Из'ятое кино)" Евгения Марголита и Вячеслава Шмырова, единственный и неповторимый каталог репрессированного советского игрового кино, перечисляет 120 опальных фильмов эпохи сталинского единовластия (1929-1953). Фестиваль "Полка. Освобожденное кино!" представляет 17 игровых, 2 документальных и 6 анимационных кинолент. Судьбы опальных фильмов не менее прихотливы, чем судьбы опальных людей.
Читать на сайте
12 октября 2009
Михаил Трофименков
60-е: групповой портрет киноэпохи
Когда начались и когда закончились 1960-е годы, - вопрос отнюдь не схоластический. Произнося слово "шестидесятые", мы подразумеваем не календарное десятилетие, а некую сущность, не покорную хронологии. Комплекс идей, настроений, идеалов. Особый язык кино, литературы, музыки, журналистики, пластических искусств, социологии. То, что можно назвать в широком смысле дизайном эпохи, включая "внутренний дизайн": изменение визуального восприятия реальности под воздействием психоактивных веществ. Манеру поведения, включая "интеллектуальное поведение". Ряд образов, ставших иконами массовой культуры. Тот самый дух времени, который удостаивает своим присутствием далеко не каждое десятилетие, хотя, впрочем, и "пустых" десятилетий не существует.
Читать на сайте
|