
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
30 июня 2007 | 2425 просмотров |

Конечно, проще всего поставить один знак, и перечеркнуть жирным минусом Зайдля, навеки, и точка. Но, пожалуй, это будет неверно. Фильм "Импорт/экспорт" на фоне бездарных инсинуаций на социальные темы, не кажется таким уж бездумным. Конечно, всё портит главное - подчёркнутый имморализм авторской позиции. Но если есть такая сторона жизни, как у него в фильме (а там много чего намешано), то почему бы это не показать на экране. Хотя снова: нельзя не признать что Зайдль перегибает. Лично мне мешает воспринимать его фильм - стремление детабуировать как можно больше тем (разложение личности, животная агрессия, смерть, порно, надругательства всех мастей). В этой ленте всего этого тоже с лихвой. Но Зайдль - это не "грузчик" в брыле с красной звездой на лбу, который прячет глаза за темными стеклами и сторонится всех конференций, выставляя на свою защиту верного продюсера. Австриец сам выступал в Москве.

Я дважды встречался с Зайдлем (на пресс-конференции смотрел ему в глаза, находясь в десяти метрах, и на премьерном показе - с третьего ряда, в пяти метрах). Я увидел Ульриха Зайдля не как извращенца, а как болезненно закомплексованного человека - который боится, что ему придется держать оборону. Он постоянно испытывает свои силы (боится оказаться ограбленным, избитым, опущенным, больным, нищим). Зачем он бьёт по яйцам в каждом эпизоде, я не знаю: мне кажется, тут не столько стремление выразить себя, сколько - преодолеть себя. Короче, на вопросы Зайдль отвечал чрезмерно политкорректно - даже по-свински, политкорректно - никаких резких заявлений, мило улыбался (будто у него там сказка про колобка, а не про несчастную девушку, которая поехала куда глаза глядят). Режиссёр не ответил конкретно ни на один вопрос, дипломатически лавировал (не хочет он, видеть, обострений, не любит их). Вот и в фильме, Зайдль очень резко прошёлся по всем, кого коснулся, "дипломатически" смешал с дерьмом всех - и своих, и чужих, и попутчиков. И Австрию, и Украину, и Словакию. Рассказывать сюжет бесполезно - мерзостей там с избытком.
Н-р, когда он снимает подлеца, который травит собакой бойцовской породы свою девушку, когда снимает будни украинского интернет-борделя, когда задействует в съемках недееспособных жалких стариков и показывает, как те гадят в подгузники, когда использует проститутку из Ужгорода (прямо в камеру её использует). Всё приблизительно предсказуемо, тенденция ("от дерьма никуда не спрятаться") прослеживается. Хоть фильм называется "Импорт/экспорт", чем подразумевает некий обмен, движение (купить-продать-сбежать), товарного обмена как условия свободного выбора, здесь нет. Потому что у людей выбора нет - они никуда не перемещаются, у них просто меняется хозяин, как у рабов. А люди, по-прежнему, на цепи.
Дикое кино, которое не может нравиться, которое не является правдой. Слышите? Те, кто говорит: "Зайдль показывает правду" - врут; там нет правды, есть некая раскачка пессимистически развивающейся ситуации, а сам режиссёр просто-напросто не утруждает себя постановкой сцен - такая реальность! - отыскивает помойку и снимает в этой помойке. Но помойки ведь существуют... Не знаю, что ставить фильму - хочется опустить его в дым (так, как опустил ту украинскую проститутку австрийский выродок). Но эти самые помойки-то существуют, и в этом уже не вина Зайдля. |
|
|
29 июня 2007 | 2648 просмотров |

И ведь непростой собрался зал – как никак люди подкованные, пресс-показ. Но к концу трехчасовой поэмы Филиппа Гарреля партер поредел в три раза. Черно-белая, созданная отнюдь не по рассудочным законам коммерческого производства, элегия о поколении 68-ого года со зрителем не заигрывает. Лишённая всякой показухи лента, кажется, вообще не нуждается в зрителе, не обременённым воображением и сопричастностью. Безупречно стилизованная под «новую волну» картина слагается не спеша, в замедленном темпе, позволяя рассмотреть, настроиться, насладиться рифмой, ощутить образы. Камера предлагает квазидокументальный подход - но не тот, который имитирует хронику событий, реальность исторического эпизода, а тот, который выражает реальность поэзии, натягивает «струны лиры» (по Рембо); или по выражению Базена – «онтологический реализм экранного образа». Никаких синтетических трэвеллингов, подвижность камеры уподоблена возможностям того периода – периода «выхода камеры на улицы». Замечательно записан звук – едва слышные голоса с наложенным звуком фортепиано создают акустическую среду, усиливающую резонанс и мощь проникновения. Управление освещением оттеняет «верную печаль тяжёлых бликов».

А сам сюжет (о поэте Франсуа, участвовавшим в беспорядках, имевшим проблемы с полицией, но продолжавший писать, общаться, любить, жить своей жизнью), ассоциативно разбитый на главы, точно отражает духовные поиски поколения, завоевавшего свою свободу не только баррикадами, дезертирством и гашишом, но также: эклектикой поэзии и студенческих лозунгов, высокой прозы и второсортных сюжетов, плодов гуманитарного образования и политического самиздата. Фильм можно попытаться разложить на детали, исследовать, осилить, смириться. Но правильнее будет - прочувствовать. Сдается мне, он обладает свойством бомбы замедленного действия, когда после просмотра (детонации) «любовников», воспринимать 68-ой год будет нельзя без гаррельевских образов. Но мне ждать не стоит - подобно прозвучавшему в фильме паролю «эксплодиум» (взрыв), фильм взорвался во мне удовольствием от красоты едва ли не каждого эпизода, упоением выразительностью пластики, которая обогащает образно-смысловой контекст известной эпохи новыми поэтическими штрихами.
Где они, эти чистые звезды?
Не знаю.
Не видят их те, кто попали в беду.
День за днем, ночь за ночью
Под небом открытым -
Вот так мне приходится жить.
Это - странное небо и грустная жизнь,
Очень грустная жизнь.
(Жак Превер)

«Просто любовники»/«Les Amants réguliers» (2005, Франция, 178 минут, ч/б)
Просмотр: 28.06.2007, к\т «Октябрь», программа «Восемь с половиной фильмов» (пресс-показ)
Призы:
2005 – «Премия Луи Деллюка» за «лучший фильм» (Ф.Гаррель)
2005 – премия «Голден Озелла» Венецианского МКФ оператору Уильяму Любчански с формулировкой «за выдающийся технический вклад»;
2005 – «Серебряный лев» Венецианского МКФ за режиссуру (Ф.Гаррель);
2006 – «Сезар» Луи Гаррелю в номинации «Лучший начинающий актер, открытие года»
2006 – приз ФИПРЕССИ Европейской киноакадемии вручен Ф. Гаррелю
2006 – «Премия братьев Люмьер» за лучшую режиссуру (Ф.Гаррель)
Номинации:
2005 – «Золотой лев Святого Марка» Венецианского МКФ;
2006 – «Сезар» оператору У.Любчански.
Звук: на франц.языке, с англ.субтитрами (перевод в наушниках).
Оценка – 5 (из 6).
Автор Владислав Шувалов |
|
|
28 июня 2007 | 2160 просмотров |

Начался день с пресс-показа фильма "Импорт/экспорт", скандальной ленты австрийца Ульриха Зайдля. Но через полчаса после начала, я сбежал с него на фильм, который советовали в кулуарах - удостоенную многих призов "Красную улицу" (режиссер Андреа Арнолд, получившая в 2003 году "Оскара" за короткометражку "Оса"). К сожалению, восторги оказались несколько преувеличенными. ...Главная героиня, работающая в службе слежения, дни напролет проводит перед панелью мониторов, фиксируя правонарушения на улицах города, и вскоре начинает следить за неким маргиналом, который, как ей кажется, сейчас совершит преступление. Поражает спокойное отношение авторов к теме "большой брат смотрит за тобой". Оказывается, эти службы могут заглядывать в окна домов, давать увеличение до таких размеров, что видны этикетки предметов, и могут следить за движущимся по городу автомобилем, переключаясь с одной камеры на другую (кошмар, конечно, но речь не об этом). Однако и камера не всё может охватить, и тогда героиня, увлекающаяся персональной слежкой, выходит из укрытия и знакомится с этим человеком... Сюжет не так прост - он будет меняться, а в конце и вовсе развернется неожиданной стороной. Тем не менее, почему я считаю, что "Красная улица" не так хороша, как её "раскрасили"? Потому что замечательная идея иллюзии экранной реальности (а в фильме работает несколько визуальных фактур - и кинокамеры, и изображения монитора, в который зритель всматривается вместе с героиней и, кажется, вот-вот уловит что-то значимое, необходимое для понимания)... Так вот, иллюзия реальности, её подмены - тема, которую режиссёр совершенно точно заявила, не удосужилась раскрутить до большей убедительности. А ведь могла получиться не рядовая психологическая драма, а парафраз "Блоу-Апа".
Ещё одним игровым фильмом была лента шведского режиссёра Андерса Нильссена - "Когда сгущается тьма". Уже одно название отсылает к ситуации максимального мрака и депрессивности. Я не обратил на это внимания, прельстившись творческим подходом "перемешанных историй" по принципу "Короткого монтажа", хотя правильнее было бы сравнить фильм с "Вавилоном", так как лента ориентирована на социально-психологическую тематику. Однако и "Вавилону" шведский фильм в подмётки не годится. Режиссёр сочиняет абсолютно бредовые сюжеты, самый раздражающий из которых - про южную диаспору (у них мусульманские имена, но персонажи носят распятия, и в фильме открытым текстом заявляется, что их вера не имеет отношения к исламу - видимо, режиссёр намеренно запутывал зрителя, поскольку бытописание этого клана весьма оскорбительно для любой национальности). Почему я на этом подробно останавливаюсь - потому, что при мейнстримной нарративности (последовательности, построении композиции, философии сюжета) фабула совершенно трэшевая. Первая - про южную диаспору в Швеции, которая жесточайшим образом уничтожала своих дочерей, достигших определенного возраста и желавших покинуть коммуну религиозных фанатиков. Бред. Другие новеллы не намного лучше: про армянина, владельца ночного клуба (новелла "Арам"), который попадает на мушку местной братве, и та начинает терроризировать всю его семью. Третий сюжет, об известной журналистке (типа Светланы Сорокиной), которая являла собою (на ТВ) пример человека с активной жизненной позицией, а дома она превращалась в жертву. В итоге женщина завязывает с ТВ, но её избирают в европарламент для развития программы по защите женщин от семейного насилия. Короче, режиссёр пытался самым немыслимым образом нагнать мраку и придать общественного веса своим фантазиям. Но продвинулся недалеко - а попсовой концовкой всех трёх новелл (в духе "Красного" Кесьлевского), поставил жирную точку на своём кино.

Самой сильной лентой дня оказался неигровой фильм - лента американского документалиста Эрика Стила - "Мост". Тема, на первый взгляд, спекулятивна - речь в ней идёт о самоубийцах, сводивших счеты с жизнью, прыгая в реку с моста Голден Гейт (Сан-Франциско). Авторы снимают трагедию на пленку, и затем проводят по факту съёмки свое расследование (берут интервью у родственников покойных, интересуются биографией и мотивами суицида, разбирают последний день жизни самоубийцы). Следует обратить внимание, что сам мост - Голден Гейт - снимался потрясающе разнообразно: разными фокусами, с разных углов, позиций и расстояний, избирался разный темп съемки, подбиралось замечательное муз.сопровождение. В какой-то момент мост стал почти одушевлённым персонажем фильма, словно взывающим к главной проблеме всех "своих" бывших и будущих самоубийц – отсутствии моста, моста взаимопонимания между людьми и внимательного отношения друг к другу.
Владислав Шувалов |
|
|
28 июня 2007 | 2100 просмотров |
Девушка, представлявшая картину, наша бывшая соотечественница, покинувшая Питер в возрасте девяти лет, режиссёр Юлия Локтев оказалась весьма милой и шустрой. Вопросов я задавать ей не стал, как она сама предложила, поскольку всё равно вряд ли пойму, зачем ей понадобилась такая вопиющая профанация темы терроризма. В фильме её героиня (играет непрофессиональная артистка, впервые снимавшаяся в кино) - девушка, решившаяся на самоубийство (видимо, после смерти любимого мальчика и недостатка родительской ласки), согласившись стать шахидкой. Глупее ничего и представить себе нельзя, когда американского подростка в состоянии депрессии готовят к организации взрыва на Таймс-сквер. Как только становится ясной задача, картина заканчивается, и мы смотрим только одни картинки, снятые с плеча, причём вопиюще бездарно. Ремесло монтажа в этом фильме отсутствует напрочь. Становится просто стыдно за человека, который явно не знает, сколько должен продолжаться тот или иной план. Фильм с сюжетом на 25 минут идёт почти два часа. Нам показывают как героиня, моется, как одевается, стрижет ногти, несколько раз чистит зубы; длинные планы по две-три минуты, будто оператор уснул за камерой, а режиссёр включил весь материал в фильм по принципу "чтоб дерьмо не пропадало". По сути единственной целью зрителя становится дождаться - взорвёт или не взорвет, и как режиссёр выберется из этой истории. Режиссёр не выбрался - всё свелось к теме кошмарного девичьего одиночества. Колоссальное количество американских призов фильму я могу объяснить только тем, что девушка Юлия Локтев взяла соотечественников на испуг: которым следует быть повнимательнее к отвергнутым неулыбчивым девочкам - вдруг в отместку за свое несчастное детство они носят в ранце привет от усамы бен ладена.
Владислав Шувалов |
|
|
28 июня 2007 | 2173 просмотра |
Впервые посетил "несвежее" кино - артефакт революционной эры - "Новый Вавилон" Козинцева/Трауберга. Смотреть классику киноискусства в vip-зале, в кожаном турбокресле, есть какой-то особый шик. Тем, кому нравится, смотрят, кому не нравится - отходят ко сну. И здорово всё это проделывать под звуки не_механического пианино. Сначала, правда, не можешь приноровиться к фильму (всё отключаешься на музыку, которую исполняет тапер), но потом привыкаешь. Сам фильм - типичный для ФЭКСов агитплакат, в котором события парижской коммуны подаются как симптом грядущей мировой революции. Текст сплошь состоит из призывов и лозунгов. Очень короткий монтаж, яркие эпизодические образы. Оценкой предреволюционной ситуации авторы метили в закордонных классовых врагов, а попали в своих потомков. Горячка из беспробудного блядства, потребительского чёса и патриотического кликушества почти пророческая.
Фильм "Домашнее видео братьев Дарденн" будет интересным лишь тем, кто знает фильмы бельгийцев и (ещё лучше, если) неравнодушен к их творчеству. По структуре - это монолог братьев, снятый на волне успеха ленты "Дитя". Они присаживаются на завалинку в какой-то промзоне, где снимали "Дитя", и рассказывают, как они работают. Никаких интервьюеров, биографических ссылок, архивных кадров. Только здесь и сейчас. Получился этакий факультативный мастер-класс. Я узнал, что они очень трепетно относятся к пониманию тактильности героя. Поэтому в их фильмах нет пустой натуры, а камера буквально висит на персонаже, чтобы зритель почувствовал "близость героя". Ещё, оказывается, они снимают кино всегда последовательно, сцена за сценой, как в сценарии. И если в фильме "Сын" надо поставить пять сцен в гараже, они будут организовывать съёмку пять раз, а не снимут их сразу, пользуясь подготовленным для съёмок павильоном. Вообще, чудачеств у режиссёров, пришедших из док.кино, немало. Например, у них есть "третий брат" (как они называют видеомонитор для отсмотра рабочих кадров). По одиночке Жан-Пьер и Люк снимать кино отказываются, поскольку таков их метод - один руководит процессом, другой проверяет отснятое на мониторе. Затем меняются местами. Или, другая странность. Добиваясь правдивости, они не разрешали бомжеватым персонажам фильма "Дитя" мыться, а Розетту заставляли отказаться от ношения драгоценностей. На вопрос, почему, цепочка же под одеждой, зритель её не видит? -- Ты должна вжиться в героиню, а не играть. Помнится, Лоуренс Оливье в легендарной реплике, адресованной Дастину Хоффману, считал иначе.
Владислав Шувалов |
|
|
|