
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
30 июня 2007
ММКФ-2007 (день седьмой). Собачий холод (о фильме "Импорт/экспорт")
vlush
Конечно, проще всего поставить один знак, и перечеркнуть жирным минусом Зайдля, навеки, и точка. Но, пожалуй, это будет неверно. Фильм "Импорт/экспорт" на фоне бездарных инсинуаций на социальные темы, не кажется таким уж бездумным. Конечно, всё портит главное - подчёркнутый имморализм авторской позиции. Но если есть такая сторона жизни, как у него в фильме (а там много чего намешано), то почему бы это не показать на экране. Хотя снова: нельзя не признать что Зайдль перегибает. Лично мне мешает воспринимать его фильм - стремление детабуировать как можно больше тем (разложение личности, животная агрессия, смерть, порно, надругательства всех мастей). В этой ленте всего этого тоже с лихвой. Но Зайдль - это не "грузчик" в брыле с красной звездой на лбу, который прячет глаза за темными стеклами и сторонится всех конференций, выставляя на свою защиту верного продюсера. Австриец сам выступал в Москве.
Я дважды встречался с Зайдлем (на пресс-конференции смотрел ему в глаза, находясь в десяти метрах, и на премьерном показе - с третьего ряда, в пяти метрах). Я увидел Ульриха Зайдля не как извращенца, а как болезненно закомплексованного человека - который боится, что ему придется держать оборону. Он постоянно испытывает свои силы (боится оказаться ограбленным, избитым, опущенным, больным, нищим). Зачем он бьёт по яйцам в каждом эпизоде, я не знаю: мне кажется, тут не столько стремление выразить себя, сколько - преодолеть себя. Короче, на вопросы Зайдль отвечал чрезмерно политкорректно - даже по-свински, политкорректно - никаких резких заявлений, мило улыбался (будто у него там сказка про колобка, а не про несчастную девушку, которая поехала куда глаза глядят). Режиссёр не ответил конкретно ни на один вопрос, дипломатически лавировал (не хочет он, видеть, обострений, не любит их). Вот и в фильме, Зайдль очень резко прошёлся по всем, кого коснулся, "дипломатически" смешал с дерьмом всех - и своих, и чужих, и попутчиков. И Австрию, и Украину, и Словакию. Рассказывать сюжет бесполезно - мерзостей там с избытком.
Н-р, когда он снимает подлеца, который травит собакой бойцовской породы свою девушку, когда снимает будни украинского интернет-борделя, когда задействует в съемках недееспособных жалких стариков и показывает, как те гадят в подгузники, когда использует проститутку из Ужгорода (прямо в камеру её использует). Всё приблизительно предсказуемо, тенденция ("от дерьма никуда не спрятаться") прослеживается. Хоть фильм называется "Импорт/экспорт", чем подразумевает некий обмен, движение (купить-продать-сбежать), товарного обмена как условия свободного выбора, здесь нет. Потому что у людей выбора нет - они никуда не перемещаются, у них просто меняется хозяин, как у рабов. А люди, по-прежнему, на цепи.
Дикое кино, которое не может нравиться, которое не является правдой. Слышите? Те, кто говорит: "Зайдль показывает правду" - врут; там нет правды, есть некая раскачка пессимистически развивающейся ситуации, а сам режиссёр просто-напросто не утруждает себя постановкой сцен - такая реальность! - отыскивает помойку и снимает в этой помойке. Но помойки ведь существуют... Не знаю, что ставить фильму - хочется опустить его в дым (так, как опустил ту украинскую проститутку австрийский выродок). Но эти самые помойки-то существуют, и в этом уже не вина Зайдля.
|
|
|