Удивительной рифмой
к тихому празднованию 110-летия Александра Алексеева стало возвращение в Россию другого нашего анимационного режиссера – тоже великого и тоже не слишком известного у себя на родине.
Игорь Ковалев в международном анимационном сообществе считается фигурой культовой. Каждый его фильм был удостоен десятков высочайших наград, а две, самые известные картины,
Его жена курица и
Молоко, вошли в список из 50 лучших короткометражных мультфильмов, созданных за последние 50 лет (этот топ составляла Международная ассоциация анимационного кино по случаю своего 50-летия). Едва перешедший 55-летний рубеж, Ковалев уже сегодня стоит в ряду величайших анимационных режиссеров, таких, как Прийт Пярн, Ян Шванкмайер, Ежи Куча.
Свою анимационную жизнь Игорь Ковалев начинал в Киеве, где работал аниматором, в частности, на фильмах Давида Черкасского (
Приключения капитана Врунгеля,
Доктор Айболит) и Владимира Дахно (
Самый главный воробей,
Как казаки на свадьбе гуляли). Но как режиссер состоялся уже в Москве, где работал вместе с Александром Татарским. Он был художником на
Пластилиновой вороне, сценаристом
Обратной стороны Луны, сорежиссером Татарского по фильму
Крылья, ноги и хвосты и сериалу
Следствие ведут колобки. И со-основателем студии
Пилот. Во многом именно ковалевской художественной манерой был определен фирменный стиль
Пилота 1990-х, и вся атмосфера студии (и фильмов, которые она создавала) существовала под влиянием творческого союза Ковалева и Татарского.
Собственные режиссерские работы Ковалев начал делать на "Пилоте" же – и по первым же фильмам –
Андрей Свислоцкий,
Его жена курица стало ясно, что режиссер он совершенно иного, чем Татарский, толка. Режиссеров роднило чувство абсурдного, однако если у Татарского оно чаще всего выражалось в веселых, озорных, зажигательных работах, то у Ковалева оно обретает куда более серьезные, иногда трагические, драматические или в крайнем случае лирические формы.