
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
|
4 октября 2011
Иван Денисов
 Фильм Они живут по ночам не имел большого кассового успеха, но обратил на режиссёра внимание. Среди заинтересовавшихся новым талантом был и знаменитый Хэмфри Богарт. Великий актёр счёл Рэя самым подходящим кандидатом в режиссеры для фильма Постучи в любую дверь. Фильм вышел в 1949 г, Богарт сыграл в нём роль адвоката, защищающего очередного преступника-жертву. В этот раз ничего изысканно-поэтического Рэю привнести не удалось. Получилась обычная социальная мелодрама, правда, число популярных киноцитат в результате пополнила фраза: "Живи быстро, умри молодым и оставь после себя симпатичный труп". Зато следующий фильм Рэя с Богартом стал одной из вершин творчества режиссёра.
В укромном месте (1950) умело сочетает триллер и психологическую драму. Нуар об озлобленном на весь мир сценаристе, подозреваемом в убийстве, превращён Рэем одновременно в историю отношений голливудских неудачников (сценарист влюбляется в актрису средней руки), и в довольно мрачный портрет самого Голливуда. Голливуд оказывается идеальным местом действия для "нуара", он плодит столько же отчаявшихся одиночек, сколько преступный мир. Но и Дикс-Богарт, и его возлюбленная Лорел (Глория Грэм) обрисованы без излишней слащавости. Дикс действительно способен на самые жестокие поступки, а Лорел наделена не слишком благородным прошлым. По сценарию фильм заканчивался жестким мелодраматическим ходом – оправданный Дикс убивал Лорел. Рэй сделал концовку более реалистичной - его герои расстаются. Озлобленность, цинизм и недоверие, удвоенные реалиями Голливуда, остаются непреодолёнными.
Трюффо полагал, что именно работа с Рэем завершила превращение Богарта в икону мирового кино. Видимо, да. После гангстеров у Уолша и циников с добрым сердцем у Хоукса и Хьюстона актёр сыграл неоднозначного, притягательно-отталкивающего одиночку, который придал его кинообразу законченный вид. И именно Богарту Рэй доверил некоторые автобиографические черты. Неприкаянность и конфликтность в Голливуде вкупе с паранойей – современники отмечали все эти черты и в нашем герое.
Но идеальным актёром Николаса Рэя был Роберт Райан. Интеллектуал с боксёрским прошлым и обликом одинокого аристократа очень точно вписывался в мир аутсайдеров Рэя. Лучшей их совместной работой стал полицейский нуар На опасной земле (1951). Рэй основательно готовился к фильму, даже провёл несколько месяцев в компании суровых копов ирландского происхождения, в том числе выезжая с ними на вызовы. Знакомство со спецификой работы служителей закона помогло Рэю избежать однобоких обличений полицейской жестокости, а собственные либеральные взгляды не дали картине стать гимном крутизне "людей в синем". При помощи Райана режиссёр создаёт психологический портрет одинокого детектива-мизантропа, которому именно одиночество и неприязнь к людям помогают быть профессионалом высочайшего класса. Цитата из Видока, которую Мельвиль возьмёт эпиграфом к Полицейскому, была бы кстати: "Люди вызывают у полицейского лишь презрение и насмешку". Но Уилсон-Райан старается найти выход из жизненного тупика и получает такую возможность, когда судьба сталкивает его с такой же одинокой и несчастной женщиной – слепой сестрой слабоумного убийцы. И вновь Рэй отказался от мрачного исхода сценария. В оригинале Уилсон возвращался к прежнему существованию "жестокого полицейского" и вечного одиночки. В фильме ему уготован если не хэппи-энд, то хоть какая-то надежда на перемены в жизни. Может быть, такой исход и не вяжется с логикой действия, но игра Райана вызывает такое сочувствие к герою, что иной финал "На опасной земле" воспринимался бы как чрезмерно жестокий по отношению к зрителям.
Рэй в фильме решился на смелый эксперимент. На опасной земле поделен им на две части, для каждой из которых режиссёр и оператор Джордж Дискант нашли своё визуальное решение. Сначала действие происходит в городе, в основном ночью, и забивается в дешёвые комнатушки, забегаловки или тёмные закоулки. Когда же Уилсон отправляется для нового расследования за город, то экран заливает белый свет заснеженных полей и гор. Ритму фильма такой переход ничуть не вредит, как не вредит драма одиночества полицейского криминальному сюжету. Таким образом Рэй сделал безусловный шедевр "нуара" с образцовым изобразительным рядом и незабываемым главным героем.
|
|
|