
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
|
4 октября 2011
Иван Денисов
 Роджер Уоткинс не знал, как реагировать на происходящее: его любимый режиссёр и учитель употребил настолько много разнообразных наркотиков, что вместо дополнительных занятий по теории кино объявил об охоте на чертей, которые прячутся в выключателях. На помощь он призвал как раз Уоткинса и своего старого приятеля Денниса Хоппера. Хоппер за поиск чертей взялся со знанием дела, а вот Уоткинс слишком много смеялся, потому и был изгнан. Но уже на следующий день он с удивлением обнаружил, что наставник бодр и полон сил, словно не было бурной ночи и продолжительной схватки с выключателями. Восхищение Уоткинса возросло ещё больше – мэтра Голливуда 50-х не брали ни конфликты с продюсерами, ни невообразимые наркодозы. Он казался непобедимым героем-одиночкой.
Речь идёт о Николасе Рэе начала 70-х. Том самом, о котором Годар писал: "Кино – это Николас Рэй". "Авторе", любимце европейской критики и действительно незаурядном во всех отношениях человеке. О его бурной личной жизни (количеству жён, любовниц и, по некоторым данных, любовников, позавидовали бы рок-звёзды) писали не меньше, чем о творчестве, но нам интереснее как раз творчество. Фильмы Рэя трактовались по-разному, хотя некоторое сходство в трактовках можно отследить. Процитируем некоторые соображения критиков.
Годар: "Главное у Рэя – возвращение героя к чему-то, что он пожелал оставить в своём прошлом". Трюффо: "В центре фильмов Рэя одинокий и склонный к насилию герой, который хочет обрести спокойствие, и его отношения с сильной и морально превосходящей его женщиной… При этом насилие и моральное одиночество героя режиссёр обычно одобряет". Эндрю Саррис: "Основная тема творчества режиссёра – каждые отношения определяют моральные правила для себя, и нет такой вещи, как абстрактная мораль". Фрэнклин Джарлетт: "Основные темы Рэя – насилие и одиночество. Его персонажи всегда стремятся к лучшей жизни, но поиск этот неразрывно связан с их одиночеством". Выбирайте самую близкую для себя. Надо бы процитировать уже самого Рэя, который говорил, что для оценки его творчества лучше всего подойдут слова Уолта Уитмена "Я противоречу себе? Хорошо, я противоречу себе". Противоречий в жизни и работе Рэя хватало. Но его фильмы, при частой внешней мелодраматичности, не всегда оправданным отсылкам к социальным проблемам, с длинным шлейфом из ссор и конфликтов "за кадром", свидетельствуют о несомненном кинематографическом даре индивидуалиста Рэя. Поэта одиночества, мастера создания незабываемой и проникнутой пессимизмом атмосферы действия, специалиста по любовным отношениям между разочарованными в жизни героями. И то, что очень часто лучшие картины Рэя получались из схематичных историй как раз социальной направленности, говорит в пользу его таланта. Подборка цитат была бы неполной без мнения красивой женщины, так что завершу абзац словами актрисы Джейн Рассел: "То, что у Рэя получалось в итоге, может, иногда и совпадало с замыслом, но обычно оказывалось совсем неожиданным".
Рэймонд Николас Кинцле родился 7 августа 1911 года в Гейлсвилле, штат Висконсин (на Николас Рэй он сменил имя в начале 30-х). Рос среди потомков немецких и норвежских эмигрантов и сначала думал связать свою карьеру с радио. Успел он и поучиться у знаменитого архитектора Фрэнка Ллойда Райта, а в конце концов оказался в Нью-Йорке среди театральных деятелей левого толка. Говорят, недолго даже состоял в компартии. В годы войны Рэй уже работал на связанную со спецслужбами правительственную организацию, занимавшуюся пропагандистской проамериканской деятельностью (Рэй привлекал к пропаганде фолк-музыку). А в середине 40-х добрался и до Голливуда.
Дебютной картиной Рэя стала криминальная лента Они живут по ночам (1948). История о влюблённых беглецах от правосудия следовала любезной духу левых либералов традиции (начало её связывают с Живёшь только раз Фрица Ланга 1936 года), согласно которой преступники не более чем несчастные жертвы общества и суровой системы. К счастью, режиссёр не увяз в либеральной сентиментальности, а сосредоточился на одиночестве героев и их потерянности. Элегантная киноода обречённой любви будет не раз цитироваться и копироваться в 60-70-е (Бонни и Клайд, Пустоши), а фраза "я здесь чужой" отныне стала лейтмотивом творчества Рэя и наиболее точно характеризовала героев режиссёра.
4 страницы
1 2 3 4 
|
|
|
|