Идеальные героини шестидесятых сплошь литературоцентричны. Странный сплав Бланш Дюбуа и хэмингуэевской Брэт Эшли, незащищенность и хрупкость в сочетании с силой и славой, обреченность в сочетании со светом. Парадокс, невероятно созвучный времени. И только актриса-интеллектуал могла быть фатальной, незащищенной, сочетать все эти парадоксы в себе и при этом в жизни сохранять трезвый ум и писать киноведческие труды о коллегах-актерах, причем - современниках. Коллегах, играющих точно таких же героев, оценивать их с высоты своего вкуса и такта, не более. Но и не менее.
В этом смысле ее первая и одна из главных ролей – в
Даме с собачкой - безусловно попадание в точку. Чехов – ее автор. Ее героиня – русская женщина на рандеву, трагическая героиня нетрагического времени, когда глаза выкалывать, кидаться под поезд, душить детей – как это пошло. Лучше жить, как живется, легко и просто, и пытаться изжить этот трагизм, найти из него хоть какой-то выход. Быть собой, сохранять человеческое лицо.
Шкловский, кстати, после
Дамы с собачкой обвинял Саввину в том, что ее героиня лишена конфликта и что есть в ней только со вкусом подобранная одежда и больше ничего. Немудрено – потому что весь конфликт у Саввиной всегда строился на диссонансе между ней и ее героиней, роль была не костюмом, а текстом, который актриса могла трактовать, читать задом наперед.
Имеет ли смысл говорить, что Саввина всегда была другой в актерском ансамбле, выпадала из него. И это производило эффект: скажем, в
Служили два товарища, где даже вечная инопланетянка Алла Демидова представала в кожаной тужурке и с маузером, вполне вписанная в мифологию, закутанная в шаль героиня Саввиной была словно затесавшейся в жанр ИРК героиней Чехова, диссонансом, режущим слух и глаз. Но именно из этого диссонанса рождалось, может, главное, что было в фильме.
Ровно из-за той же инопланетности, вечного существования над схваткой и конфликтом, Саввина так легко сыграла в
Истории Аси Клячиной, где все или почти все построено на органике. Не было другой актрисы, дивы, которая могла бы быть такой простой.
Даже ее голос Пятачка – и тот оказывался чем-то инородным в хитруковском мультике, даром что половина зрителей считает, что главную свинку отечественной анимации озвучила вечная Клара Румянова.
Интеллектуальность же оказалась для Саввиной залогом выживания в этом безумном мире и сохранения здравого рассудка. Она была достаточно далека от своих героинь и достаточно способна взглянуть на них со стороны, чтобы позволять себе не играть вовсе и не возвращаться к пройденным ролям. Простой вкус, а никакой не патриотизм заставил ее отказаться от главной роли в
Курочке Рябе Кончаловского. И этим самым вкусом, тактом Саввина обеспечила себе долгую счастливую жизнь – да, это была именно она. Другое дело, что долгая счастливая жизнь не бывает вечной. И тот, у кого она есть, имеет право только на одну привилегию: тихо, по-английски уйти. В конце концов, это тоже очень красиво и со вкусом.