| 
| 
	
 
	| 			
						
			
    Александр Шпагин 						
			 Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы. Читать далее  |  |  | 
	
		|  |  
		| 
				
					| 
 1 июля 2011 Ксения Косенкова					
												 
 
						Два самых известных режиссера из числа тех, чьи работы участвуют в основном конкурсе 33-го ММКФ, представили на фестивале фильмы о войне, любви и силе судьбы: 70-летний поляк Феликс Фальк  показал картину Иоанна , а 99-летний японский классик Канэто Синдо  – фильм Открытка . Работа Фалька уже получила несколько наград польской киноакадемии и национального кинофестиваля в Гдыне, а Открытка  отмечена специальным призом на международном фестивале в Токио.
 Кадр из фильма "Иоанна", реж. Феликс Фальк 
Многие конкурсные фильмы этого года вызывают острое ощущение дежавю – к Иоанне  это относится в особенности. Начиная с синопсиса: Иоанна  – история о молодой польке, спрятавшей у себя еврейскую девочку, мать которой сгинула во время нацистской облавы; ради спасения ребенка Иоанне приходится разрушить собственную жизнь. Распространенность сюжета дополняется удивительной консервативностью формы, заставляющей думать, что Иоанна , со всей своей несомненной повествовательной и художественной "добротностью", гораздо уместнее смотрелась бы в телевизионном формате. Здесь каждая деталь функциональна; местами трогательная, местами страшная история движется вперед бесперебойно, а грустная музыка, разумеется, звучит во всех "нужных" местах.
 История жертвенной Иоанны (а метафорический финал не оставляет сомнений, что ее фигура трактуется в религиозном ключе) заслоняет собой другой, самый интересный, мотив – кажется, не менее важный для режиссера, но остающийся скорее подспудным. Фальк не обольщается по поводу окружающих Иоанну "своих". Как и она сама, они ведут под властью чужаков неизбежно притворную жизнь. Но каждый, в том числе собственная мать, так или иначе ее предаст – причем не из трусости или подлости, а в пылу праведного негодования, не зная и не желая знать о ней всей правды, ревностно, фанатично охраняя патриотическую "чистоту рядов". Наработанные (и во многом отработанные) рецепты, по которым Фальк создает Иоанну , не то чтобы контрастируют, но, скорее, не очень выигрышно смотрятся на фоне неотразимой и вневременной простоты фильма Открытка . Канэто Синдо, для которого социально-политическая составляющая кино всегда была не менее важна, чем художественная и философская, не вкладывает в свой фильм переусложненных, морально амбивалентных смыслов – назвать его фильм просто "антивоенным" уже будет достаточно. 
 
В основе сюжета частично лежит собственный опыт Синдо в годы Второй мировой, а сам фильм он называет своей последней работой и завещанием. Солдат перед отправкой на фронт отдает сослуживцу открытку от своей жены – он предчувствует, что погибнет, и просит друга передать открытку жене, чтобы та знала, что он ее получил. Он действительно гибнет, а его жена Томоко (актриса Синобу Отаке, чем-то похожая на Джульетту Мазину, неоднократно снималась у Синдо) по просьбе свекров выходит замуж за его младшего брата. Она вдовеет второй раз, а затем теряет и свекров, которые не могут пережить потери своих сыновей. Ее жизнь в одиночестве и нищете меняется, когда она наконец получает ту самую открытку.
 
Мелодраматичный сюжет, сентиментальные ноты и почти сказочный, мифологичный финал не ослабляют воздействия картины. Как даже бедное японское жилище сохраняет благородство за счет простоты и лаконичности форм, так и фильм Синдо полон очищенного от лишней суеты достоинства. Открытка  одновременно динамична и спокойна, проработана в деталях и целостна. И кажется, что не уходили времена, когда слово "гуманизм" произносили всерьез, когда оно не было затерто, обесценено и избито. Канэто Синдо четырежды награждали на ММКФ (три гран-при и приз за вклад в кинематограф). Дать ему пятую награду за Открытку  было бы справедливо. Хотя для него самого это наверняка теперь не так уж важно. |  |  |