Впрочем, среди представленных фильмов есть и примечательные журналистские произведения. Как, например,
Чешский мир Вита Клусака и Филипа Ремунды. Рассказ о том, как чехи решили строить у себя американскую вышку ПРО, заигрывая с США, выполнен в традиции синема-верите, а она чаще всего носит выраженный иронический характер. Так и здесь. Скажем, Джордж Буш не разрешает журналистам заходить в Овальный кабинет с "мыльницами", только с большими фотоаппаратами, потому что "не хочет, чтобы его фотографировали туристы". А активисты, выступающие против вышки ПРО, бегают по лесу и издеваются над солдатами, которым неловко применить силу на виду у телекамер. Фильм, как и многие другие документальные картины ММКФ, мог бы быть в программе ММКФ под названием
Русский след. Мы постоянно слышим обсуждение советского прошлого и российского настоящего, и чаще всего эти реплики носят далеко не комплиментарный характер. Видно, что большая часть чехов терпеть не может русских, и только из-за этого они вступают в переговоры с американцами, которые защитили бы их от возможной российской агрессии. Услышать такие речи в центре Москвы можно, наверно, только на ММКФ. Еще очень забавно обнаружить в саундтреке
Бобби Фишер против всего мира песенку Высоцкого, а в самом фильме - упреки СССР в трусливости из уст великого шахматиста. На этом намеки на нашу великую державу не заканчиваются, но искать их предлагаю зрителям уже самостоятельно.
Тем временем, заговорив о
Чешском мире, мы перешли к конкурсу. Для того, видимо, чтобы он не уступал по качеству
Свободной мысли, кураторы ограничились семью фильмами. Может быть, тут есть еще и вера в счастливое число. В любом случае, она оправдалась. Например, здесь есть медитативный шедевр Николауса Гейрхальтера
Вечерняя страна, в котором геометризм кадра с царствующим золотым сечением и потрясающей красоты краски позволили оператору добиться совершенно феноменального ощущения у зрителя. Медитативное созерцание того, как по-разному в Европе живут люди в темноте наступающей ночи, с мотивами подглядывания, доведенными до логического предела в порнографически сценах, смонтированных с бесчисленными мониторами перед скучающими охранниками. Величественность взгляда на ничтожные проявления. Буйства толпы и одиночество рабочих. Это грандиозная картина, от которой невозможно оторваться, если суметь в фестивальной суете принять ее неспешный темп кинематографа длительного наблюдения. В этом же конкурсе представлен очень познавательный монтажный фильм об Айртонне Сенне, который прожил такую короткую и, если верить фильму, почти подвижническую жизнь. Очень амбициозно выглядят выходные данные конкурсного фильма
Счастливые люди: год в тайге, где рядом с фамилией режиссера одноименного сериала Дмитрия Васюкова стоит имя Вернера Херцога. Пока не очень ясно, какова мера его участия в этом фильме, и не являлся ли он лишь консультантом при создании международной версии. Выяснить это можно будет очень скоро, а пока точно можно направлять фанатов Херцога
на его ретроспективу, где будет показаны и парочка его неигровых картин.
Документального кино на ММКФ становится с каждым годом все больше, а качество его – все выше. Может быть, и российское кино однажды добьется подобных же результатов или хотя бы такого же многообразия. Когда вы встретитесь на
Свободной мысли с нашими документалистами, с удовольствием ее посещающими, поинтересуйтесь у них об этом.