
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
|
|
22 июня 2011
Алексей Гуськов
У Московского кинофестиваля много своеобразных особенностей, порой не самых приятных, но одного бесценного качества у него не отнять – это самый большой и разнородный по содержанию киносмотр в стране, на большинство показов которого можно купить билеты.
Многочисленные программы фестиваля проходят сразу в четырех кинотеатрах: в "Октябре", "Художественном", "Доме кино" и "Пионере". Синематека поможет сориентироваться в многообразии мест и событий 33-го ММКФ.
Конкурсные программы
Московскому фестивалю от зрителей и прессы достается за разное, и поделом, но ничто не вызывает такого единодушия, как оценка качеств главного конкурса и программы "Перспективы". В обеих иногда попадается интересное кино, но поиск иголки в стоге сена – самое сомнительное удовольствие для посетителя ММКФ. Для иностранного фильма старт на Московском кинофестивале не открывает ровно никаких прокатных перспектив, поэтому самое интересное в главном конкурсе – это российское кино. В этом году стоит обратить внимание на новые фильмы Сергея Лобана (Шапито-шоу) и Николая Хомерики (Сердца бумеранг). Из иностранного пакета, помимо прочего, может оказаться интересной Открытка уже столетнего Кането Синдо, неизбежно заметен режиссерский дебют Вацлава Гавела Уход. Также, после двадцатилетнего забвения, всех нас ждет воскрешение конкурсной программы документального кино, о качестве которой пока судить нет возможности.
Кадр из фильма "Шапито-шоу", реж. Сергей Лобан
Гала-премьеры и 8½ фильмов
Показы этих программ проходят с неизменными аншлагами, и неудивительно: они традиционно собирают известные новые фильмы, обкатанные самыми заметными фестивалями в мире. Эти картины пока не были в нашем прокате, и не все будут. В Гала-премьерах этого года будут показаны прекрасный Артист Мишеля Хазанавичюса, долгожданная на родине Мишень Александра Зельдовича, а также дебютировавшая в майском Канне комедия с Мелом Гибсоном Бобер. 8½ фильмов фильмов порадует свежайшей Меланхолией каннского изгнанника Ларса фон Триера, лучшим фильмом Нури Бильге Джейлана Однажды в Анатолии, 3D-документалкой Вима Вендерса Пина, а также пятичасовым Карлосом годовалой давности, который, кажется, видели уже все, кому он может быть интересен.
Кадр из фильма "Меланхолия", реж. Ларс фон Триер
Именные ретроспективы
Это традиционно сильная сторона ММКФ, шансов попасть на большинство ретроспективных показов в "Октябре", просто к ним приехав, не будет точно. Самая ожидаемая ретроспектива – роскошная подборка фильмов Сэма Пекинпа, не случившаяся в прошлом году. Здесь будут такие знаменитые ленты выдающегося американского певца насилия, как Дикая банда, Конвой, Принесите мне голову Альфредо Гарсия, Соломенные псы и др. Поклонники отмечают досадное отсутствие Железного креста, но менее желанной ретроспектива от этого, понятно, не становится. Другая ударная ретроспектива посвящена Вернеру Херцогу, который лично явится в Москву. Учитывая многоликость и производительность немецкого режиссера, сделать репрезентативную выборку из его творчества – непростая задача. Здесь хорошо представлен "классический" период творчества Херцога, включая Агирре, гнев божий и Фитцкарральдо, будут показаны два последних художественных фильма режиссера Плохой лейтенант и Мой сын, мой сын, что ты наделал?, а вот богатый документальный опыт Херцога, к сожалению, отражен единственным фильмом, зато это новейший 3D-эксперимент Пещера забытых снов, с которым однозначно имеет смысл познакомиться именно на большом экране.
Кадр из фильма "Пещера забытых снов", реж. Вернер Херцог
Неожиданным сюрпризом стало включение в программу ММКФ ретроспективы венгерского мэтра Белы Тарра, по большей части она пройдет в кинотеатре "Пионер". Тарр в принципе не существует в официальном русскоязычном переводе, и это, возможно, первая и последняя возможность увидеть его фильмы у нас в стране в темноте кинозала. Бела Тарр, безусловно, трудный хлеб – его Сатанинское танго, например, длится семь часов, но избегать широкоэкранной возможности прогрузиться в неспешные мрачноватые полотна венгра точно не стоит. В данном случае трудно прогнозировать зрительский интерес, но на показах последнего во всех смыслах фильма Тарра Туринская лошадь аншлаг гарантирован.
Кроме того, в рамках ММКФ пройдут ретроспективы американского независимого режиссера Роба Нильссона и актрисы Хелен Миррен. Последняя, судя по всему, организована впопыхах и исключительно по случаю приезда Миррен в Москву.
Социалистический авангардизм. Часть 4
Авторская программа замечательного киноведа Евгения Марголита, показывающая отечественное кино с неизвестной стороны. В прошлом году Соцавангардизм пресыщенно критиковали за то, что большинство фильмов программы можно найти в торрентах, в 2011 Евгений Яковлевич исправился – возможность увидеть фильмы этой программы не в рамках ММКФ если когда-то и представится, то еще не скоро. Единственная, но очень неприятная проблема – все показы проходят в самом маленьком (65 мест) и самом дорогом зале "Октября" - попасть туда сложно, даже если очень хочется.
Подробнее об этой программе рассказывает ее автор.
Кадр из фильма "Два-бульди-два", реж. Лев Кулешов
Ателье
В числе прочего - документальные фильмы о Лилиане Кавани, Марке Донском и Марко Феррери; еще одна возможность конвертировать фестивальную суету в образовательный процесс.
Свободная мысль
Традиционная, и очень популярная программа ММКФ, целиком отданная документальным полнометражным хитам последних лет. Если вы давно интересуетесь неигровым кино, то вам объяснять ничего не нужно, если любопытствуете, но не имеете возможности разбираться в нем, то можете быть уверены, что отборщики Свободной мысли вас не подведут.
Кадр из фильма "В бесконечность", реж. Михаэль Мадсен
Национальное кино
Ежегодно ММКФ посвящает одну или несколько программ замкнутым на себя национальным кинематографам. Интересно, что ряд таких экзотических регионов, как Индия и Латинская Америка, на этот раз продолжили Испания и Италия. Итальянское кино сегодня по большому счету находится в такой же заслуженной интернациональной изоляции, как новое российское; знакомиться с ним имеет смысл только в случае какой-то особенной личной привязанности к Италии как таковой. Безликость нового итальянского кино оттеняется мощнейшей подборкой итальянской же классики: в программе 1675 километров итальянского кино будут показаны эталонные фильмы Феллини (Сладкая жизнь, Амаркорд, Маменькины сынки), Висконти (восстановленный год назад Леопард, Рокко и его братья), Тавиани (Отец-хозяин), Бертолуччи, Де Сики, Дзурлини и Моничелли. Двух последних увидеть в Москве на большом экране в иных обстоятельствах крайне сложно.
Дикие ночи
Любопытная программа, чьи показы заканчиваются премущественно после полуночи. Во тьме оказался спрятан австрийский фильм про человечного педофила Михаэль (только что из главного конкурса Канна-2011) и пара новых интересных корейских лент: Я видел дьявола Кима Дживуна и Осатаневшая Чана Чхольсу. Программы Азиатский экстрим в этом году не будет, так что немилосердное восточное кино неравномерно распределяется по другим секциям ММКФ с новинками.
Кадр из фильма "Я видел дьявола", реж. Ким Дживун
Прочее
У ММКФ очень много программ, в каждой из которых можно встретить что-то интересное. Есть собираемая по непостижимым критериям подборка Вокруг света; программы с говорящими за себя названиями Русский след и Секс. Еда. Культура. Слава; Третий возраст из фильмов про старость (в нее вошел и последний фильм Нанни Моретти У нас есть папа); смешная инициатива Поколение "Ноль" выбирает, оправданная заслуженной классикой в содержании; экспериментальные секции Сине-фантом. Альтернатива и Медиафорум, Уголок короткого метра и, наконец, Программа российского кино. Последняя проходит в запущенном "Доме кино", на входе почему-то регулярно случаются трения со старушками-вахтершами советской закалки, и вообще аппендицит, в который загоняет ММКФ новое отечественное кино, выглядит весьма символично.
Резюме
Вопрос "ходить или не ходить" для столичного киномана стоять не должен – ходить, поскольку столь широкий кинематографический выбор предоставляется всего лишь один раз в год. Но свой путь к удовольствию единения с экраном нужно продумывать заранее – просто явиться и окунуться в атмосферу кинопраздника, к сожалению, не получится. Билеты стоит приобретать за сутки, иначе риск не попасть на желаемый фильм окажется очень велик.
Синематека будет стараться не оказываться в фестивальных тупиках, а о самых интересных находках мы будем докладывать вам в ежедневных отчетах. Вы можете следить за обновлениями с ММКФ в Google Reader, Facebook, Twitter и Livejournal, или просто на тематической странице, посвященной Московскому кинофестивалю. Будьте с нами!
|
|
|