| 
| 
	
 
	| 			
						
			
    Антон Сазонов 						
			 Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше. Читать далее  |  |  | 
	
		|  |  
		| 
				
					| 
 23 июня 2011 Виктор Зацепин					
							
					
 
						На ММКФ в четвертый раз проходит программа Социалистический авангардизм , которую составляет историк отечественного кино Евгений Марголит. По сложившейся традиции Синематека  подробно расспросила его о том, какие советские раритеты можно будет увидеть в новой ретроспективе.
 В чем особенность программы "Социалистический авангардизм" в этом году?
 Почти каждый второй фильм этой ретроспективы ставили режиссеры, пришедшие в кино со стороны. Это театральные постановщики: Василий Федоров, один из самых выдающихся учеников Мейерхольда (Мертвый дом), Анатолий Эфрос (Двое в степи), Борис Бабочкин (Родные поля). Литераторы: Даниил Храбровицкий (Перекличка, Георгий Поженян (Прощай). Часть этих фильмов сняли операторы, ставшие режиссерами: Юрий Ильенко (Родник для жаждущих), Карен Геворкян (Здесь, на этом перекрестке), Хаджакули Нарлиев (Невестка).
 
 У этих "новоприбывших", иногда, может быть, не хватает профессиональных навыков, но замечательно то, что они не принимают на веру профессиональные табу. У них есть свое, очень оригинальное, субъективное видение кинематографа в целом. К тому же, многие фильмы в этой программе являются режиссерскими дебютами – это Невестка, Мертвый дом, Родник для жаждущих, Здесь, на этом перекрестке и Перекличка.
  Программу открывает фильм Большая дорога…
 На мой взгляд, это один из самых интересных фильмов программы - кинобиография Ярослава Гашека. Юрий Озеров – для меня во многом загадочная фигура - был учеником выдающегося актера и режиссера Игоря Савченко. А Савченко привил вкус к кинематографической форме всем своим ученикам - от Хуциева, Алова и Наумова до Параджанова и Юрия Озерова. И когда я посмотрел Сына Озерова  - это одна из самых неореалистских картин ранней оттепели - по фактуре, по интонации - он стал для меня гораздо более неоднозначным режиссером, хотя обычно его знают только как создателя помпезных фресок.
 
 
 Кадр из фильма "Большая дорога", реж. Юрий ОзеровРасскажите о немых фильмах, представленных в программе.
 
 Это два фильма о гражданской войне. Кулешов, Два-Бульди-Два. Здесь - сюжет прозрения и слияния в семье. Казалось бы, для конца двадцать девятого года эта тема уже абсолютно заезженная. Бухта смерти, Мать Пудовкина, Ночной извозчик, Первый корнет Стрешнев - дебют Чиаурели и Дзигана – все это фильмы середины 20-х годов, которые этот сюжет использовали. Но Кулешов связывает этот сюжет с цирком. И у Кулешова получается трагическая история маленького человека, у которого нет частного пространства и вот на этом огромном историческом пространстве он превращается чуть ли не в мошку, которую вот-вот и сметет с лица земли… В этом фильме снимаются Комаров и Файт – и это один из самых блистательных дуэтов в нашем немом кино. Сам Кулешов фильм не пересматривал, его не хотели выпускать, пока не вмешалась Нина Агаджанова, сценаристка Броненосца Потемкина. Она воскресила героев – отца и сына, в финале они встречаются в рядах Красной Армии. Пролог и эпилог не принадлежат прокатной версии, не принадлежат Кулешову.
 
 
 Кадр из фильма "Два-Бульди-Два", реж. Лев КулешовИнтересно, что на протяжении 1928-29 года выходят три фильма о гражданской войне в связи с цирком. Это украинский Бенефис клоуна Жоржа - к сожалению, не сохранившийся, это Два-Бульди-Два и это Последний аттракцион, представленный в нашей программе. Последний аттракцион, который поставили Ольга Преображенская и Иван Правов.  Через одиссею передвижного цирка здесь опять-таки дается сюжет гражданской войны. Что дает цирк? Конечно, остраннение ситуации. Недавно, благодаря исследованию Артема Сопина выяснилось, что основным сценаристом там был вовсе не Шкловский, указанный в титрах, а Сергей Юткевич - тоже известный эксцентрик.
 
 К слову, один из первых агитфильмов – фильм Перестиани Смельчак (1919), к сожалению, не сохранившийся. Но уже в нем мы обнаруживаем то же самое сцепление мотивов цирка и гражданской войны: отец и сын - цирковые акробаты, которые с помощью своих акробатических приемов побеждают всех белых гадов!
 
 "Военный" фильм Бабочкина Родные поля - это тоже эксцентрика?
 
 В каком-то смысле – да. Режиссер Борис Бабочкин - абсолютно революционный кинорежиссер. Он делает кино на принципиально ослабленной фабуле. Родные поля - это хроника села военного времени. Изображенный в картине колхоз - образ мужицкой республики. И это колхоз имени Пушкина. Не имени Кагановича, Ленина или Энгельса, а именно Пушкина. Неслучайно. И председатель колхоза тоже имеет неслучайную фамилию – Выборнов. Фильм снят как бы по следам Чапаева - на работу братьев Васильевых он похож, в том числе, и ослабленностью фабулы. И Бабочкин здесь, вслед Васильевыми, реализует свое представление о народовластии. У фильма замечательная интонация – он просторечен, и как бы немного навязывает ее всем.
 
 
 Кадр из фильма "Родные поля", реж. Борис БабочкинФильм снят в 1944 году. Идет война, снимается все в Средней Азии. Некоторые режиссеры рассуждали так - надо ставить декорацию, потому что в реальность, в быт никто не поверит – Донской в Радуге, Барнет в Однажды ночью так и поступали. А у Бабочкина все наоборот, он здесь выстраивает подлинную фактуру. Массовка в Родных полях – это нормальные, обыкновенные жители среднерусской полосы. Но это колхоз имени Пушкина и все здесь происходит на фоне Пушкина. И вот это единство низовой культуры и высокой культуры – оно потрясает до глубины души, потому что все герои живут страстями. Страстями все-народными. И это получается – невероятно, искренне, убедительно. И это кино – тоже с привкусом эксцентризма.
 
 А фильм, который больше всего дорог вам в этой ретроспективе?
 
 Пожалуй, это Любовь с первого взгляда Эсадзе – самая удачная экранизация Эдуарда Тополя. Замечательный небуквальный "перевод" прозы в кино и один из самых потрясающих финалов в советском кинематографе.
 
 В чем вы видите связь фильмов программы с сегодняшним днем?
 
 Иногда мне кажется, что если советская киноклассика была бы полностью забыта, то это, может быть, было бы и к лучшему. В полном забвении есть какая-то возможность обретения в такой же полноте, рождения заново. А когда речь идет о полузабытом, тогда случайное, мусор – какие-то обрывки разговоров, анекдотов – принимаются за суть. Люди даже не догадываются о подлинных масштабах явления.
 
 
 Кадр из фильма "Любовь с первого взгляда", реж. Резо ЭсадзеНам предлагалось считать определенные фильмы столбовой дорогой – а все остальное называлось мусором, рассыпанным по обочине. Сейчас надо все пропущенное пересматривать именно потому, что это считалось недостойным внимания. Это называли маргинальным, третьестепенным - но может быть, как раз в нем проявляется более ясно подлинный смысл истории. Кино, которое представлено в Социалистическом авангардизме-4, представляет боковые варианты развития. Это то, что по той или иной причине находилось вне магистрального пути советского кино. Но этим оно и интересно. Это те возможности, которые существовали. То, что они не были реализованы – это совсем другое дело.
 |  |  |