Эта воспитательная задача подкрепляется образовательными функциями проекта. Помимо содержащихся в заставках сведений о национальностях и регионах России, ребенок получает также зрительную информацию из самих сказок, в которых достоверно изображаются ландшафты, костюмы, жилища и элементы традиций разных народностей. Возможно, эти сведения не так четко изложены и систематизированы, как в школьном учебнике, зато преподнесены в куда более увлекательной форме, и впоследствии, при изучении, например, географии, ребенок будет намного отчетливее представлять, чем отличается тайга от тундры, а чум от иглу.
Фрагмент фильма Рогатый хан
Не менее важна и художественная составляющая
Горы. В отличие от большинства сериалов, исполненных в универсальной, стертой, усредненной эстетике (увы - это неизбежные издержки коммерциализации кино),
Гора самоцветов предлагает ребенку множество разных изобразительных манер. Благодаря этому сериалу (даже вне участия родителей), может начаться раннее эстетическое воспитание ребенка, для которого красота предстанет во всей своей разноликости и многоплановости. Конечно, просмотр альманаха не заменит похода в Третьяковскую галерею, однако создаст очень важную для маленького зрителя возможность и способность воспринимать разные художественные стили. Впоследствии эта эстетическая база позволит ребенку смотреть не только голливудские блокбастеры, но и более сложные авторские киноработы.
Наконец, благодаря попыткам авторов
Горы делать умное, тонкое кино, лишенное навязчивой увлекательности, наполненное разными интересными деталями и оставляющее пространство для воображения, ребенок получает личностно-развивающий продукт – такие фильмы, которые дают ему повод для дальнейших раздумий и для формирования собственных мнения и представления относительно важных этических вопросов.
Взлеты и падения
Культурной и образовательной функциями значимость
Горы самоцветов не исчерпывается. Важно и то, что масштабный проект Татарского на несколько лет стал большим подспорьем для нашей анимационной "индустрии" (слишком малохольной, чтобы употреблять это слово без кавычек). Проект дал работу множеству режиссеров, художников, аниматоров.
"Когда начинался этот проект, у нас еще не было развитых сериалов, - рассказывает создатель фильма
Жихарка, а теперь – один из режиссеров сериала
Маша и медведь Олег Ужинов. -
И не было возможности зарабатывать деньги любимым творчеством. А на "Пилоте", на Горе самоцветов можно было делать свой фильм – и при этом даже не сериальный, скорее авторский, чем коммерческий. При этом на "Пилоте" был Татарский и до сих пор есть Назаров. То есть мастера, у которых можно учиться. И это второй большой плюс. Для меня… Я не умею делать фильмы для взрослых. Я обожаю фильмы Игоря Ковалева – это для меня вершина в анимации. Но такие фильмы я делать не умею. А Гора самоцветов как раз для детей. То есть я мог делать то, что хочу, и то, что умею. Я хотел сделать хороший фильм и к этому был стимул и возможности. Единственное – не было больших заработков. Зато был энтузиазм.
Фрагмент фильма Жихарка
И еще важная возможность была в том, что если ты делаешь что-то яркое и хорошее, то тебя потом заметят. Хотелось сделать народный фильм, и с Жихаркой это удалось. Мы очень серьезно подходили к делу вместе с Леной Ужиновой. Мы сценарий обрабатывали, возможно, около года. До того, как пошли уже в производство. И, собственно, этот персонаж и этот фильм очень в будущем нам помогли. Мы ухватили свой шанс. Собственно, после этого фильма появились Маша и медведь. Проект уже был в голове у Олега Кузовкова, ему нужны были помощники, и, увидев Жихарку, он понял, что я подхожу. И еще появилось агентство, которое делало "Аленку" (речь о рекламе шоколада "Аленка" - М. Т.).
Оно нашло нас через "Жихарку". То есть они уже относились к нам, как к людям, которые могут что-то сделать".
Уникальные возможности предоставлял проект не только для московских художников, но и для режиссеров из Петербурга, Екатеринбурга, а также из Белоруссии и с Украины. Для некоторых авторов, как, например, для Марины Карповой из Минска, проект буквально открыл дорогу в профессиональную жизнь. В совсем бедной, с точки зрения анимации, белорусской ситуации Марина могла заниматься только анимационными рекламами, а благодаря
Горе сделала три отличных фильма:
Шиш,
Медвежьи истории,
Козья хатка.