Включения и исключения
Одним словом, правила хоть и были, но главным образом правильным было то, что было хорошо и талантливо, а плохое – как раз всегда оказывалось неправильным, даже в том случае, если оно соответствовало формальным требованиям проекта. В этом смысле показательны две истории. Одна связана с дебютной работой Андрея Кузнецова
Как обманули змея, которая попала в проект, так сказать, внепланово.
"Я изначально делал этот фильм как дипломную работу, - рассказывает режиссер и художник Андрей Кузнецов. –
Можно было отрываться как угодно – и в изобразительном и в смысловом плане. И я отрывался, в частности - собирал Змея под музыку Deep Purple. Она очень хорошо подошла и по настроению, и по изображению. А когда Татарский предложил взять фильм в Гору, музыку пришлось менять. Первый опыт работы с композитором был крайне неудачным, потому что он игнорировал все мои желания, полностью игнорировал образец – написал совершенно не то,что-то медленное, вялое, унылое, и когда Татарский с Назаровым посмотрели озвученный вариант, они сказали: "Андрюха, кино надо спасать". И тогда я случайно в интернете наткнулся на человека, который играет некий этнический рок. Я послушал пару композиций – вроде ничего, забойно, живо. Наудачу поставил, показал Назарову и Татарскому. Они говорят: "Ну да, а это что?" Я говорю: "В Новосибирске вот человек живет". А был вечер уже, и мы тут же с "Пилота" позвонили по контактному телефону в Новосибирск, я ему все рассказал, он дал разрешение на использование своей музыки, прислал потом в хорошем качестве, и я эту музыку уже потом в фильме и использовал".
(В подтверждении этой истории в Интернете можно увидеть первую версию фильма, сделанную под музыку Deep Purple)
Как обманули змея, реж. Андрей Кузнецов
Другая – более печальная история – была связана с одним из последних эпизодов
Горы. Этот фильм, созданный режиссером Игорем Вейштагиным по чукотской сказке и названный
Чукотский гамбит, не был одобрен художественным советом "Пилота". Причиной стал недостаточно высокий, по мнению мастеров, уровень фильма.
Чукотский гамбит и впрямь оставляет немало вопросов: построенный на бесконечных потасовках он является своего рода иллюстрацией к народному афоризму "против лома нет приема, окромя другого лома". Фильм сделан на компьютере в небрежной манере, в которой можно с одинаковым успехом увидеть следование модному европейскому тренду нарочитой кустарности и кустарность как таковую. В любом случае, ни по посылу, ни по изобразительному решению, ни по настроению (про фильмы вроде
Чукотского гамбита некоторая часть публики обычно срашивает "что автор курил?")
Чукотский гамбит не вписывается в проект. Фильм хоть и был сделан хорошим мастером, однако кинематографического качества (в привычном смысле этого слова) он не демонстрирует.
В результате
Гамбит оказался на полке. Сегодня официально сообщается, что в
Горе самоцветов 54 эпизода, но на деле "Пилот" готов показывать зрителям только 53. И хотя такое недоразумение приключилось в истории
Горы только единожды, казус этот хорошо демонстрирует, насколько серьезно студия относится к качеству выпускаемых "самоцветов". Шедевров, конечно, никто не требует, но есть та планка качества, ниже которой опуститься не позволят.
"Мы никогда не рассматривали этот проект, как высокохудожественный, фестивальный или артхаусный, хотя почти все фильмы в итоге ездили по фестивалям и какие-то даже получали призы, - объясняет режиссер и член художественного совета студии Валентин Телегин. –
Мы не старались кого-то перегнать, догнать, стяжать славу Гарри Поттера или Шрэка. Мы просто старались сделать по возможности нормальную и профессиональную продукцию.
И на своем уровне Гора полностью соответствует поставленным задачам: это добротные, нормально сделанные фильмы, каких должно быть большинство. В советское время была колбаса, где вместо наполнителя была туалетная бумага. Какой-то процент мяса, а все остальное целлюлоза или что-то такое. Вот Гора - это колбаса без бумаги. И когда человек наестся колбасы, он уже может думать о каких-то высоких или сверхвысоких материях".