Главная особенность сценариев Миндадзе заключается в том, что со временем все они мутировали. Значение слов и образов изменилось с точностью до наоборот. Чем дальше отодвигалось время создания фильма, тем меньше в них было такой любимой зрителями образца 80-х социальности (так, про
Плюмбум говорили, что он сигнализирует о рождении нового, "опасного" героя времени) и тем больше – рассказа о человеке в ситуации катастрофы, крушения мира. Того, что отчетливо проявляется как раз в картине
В субботу.
Вполне логично, что первыми работами бывшего секретаря суда Миндадзе стали судебные драмы
Слово для защиты и
Поворот. Первые совместные фильмы Миндадзе-Абдрашитова – также своеобразные судебные драмы, правда ключевое слово тут – "своеобразные". Если образцовая судебная драма рассказывала про рождение правды в споре, то здесь она поворачивалась неожиданной стороной. В общении адвоката Ирины Межниковой со своей подзащитной в
Слове для защиты, в метаниях Веденеева-
Янковского в
Повороте, в странных визитах к своему обидчику пострадавшего Виктора Белова в
Охоте на лис нет поиска правды, истины или взаимопонимания. Эти процессы (привет Кафке и Уэллсу), конечно, можно принять за поиск, но на выходе здесь ничего не найдено: ни облегчение, ни счастье, ни перемена жизни, ни компромисс.
Действие развивается не в "прениях сторон", а помимо них. Где-то внутри, на подводных течениях. Есть встряска, стресс, знакомство с жизнью, такой как она есть, а не как представляется в повседневности бытовых забот – и у пострадавших, и у потерпевших. Подобным гуманизмом, наверное, не может похвастаться ни один из современных отечественных кинематографистов, у любого другого режиссера-сценариста эти, по выражению критиков серебряного века, "духовные искания куриной души" выглядели бы насквозь фальшиво. А то, что у иного явилось бы поводом для нахождения истины, у Миндадзе превращается в катастрофы разного масштаба.
Это сейчас, после выхода картины
В субботу, стало очевидным, что ключевое слово-код творчества Миндадзе — катастрофа. Крушение, остановка, как на титрах ленты
Остановился поезд. Причем важно не то, что было до и что будет после, а то, что происходит во время – и это тоже, в общем, уникально.