В "Свободной мысли" привычно представлено много социально-политических лент с открыто заявленной гражданской позицией. Сделано это кино обычно в традиционном телевизионном формате, реже – с помощью техники длительного наблюдения. Второй тип кинематографа представлен, например, фильмом
Последний поезд домой (режиссер Лисинь Фань), где на фоне всеобщей предновогодней массовой миграции показана жизнь отдельно взятой семьи. В такого рода кино всегда царят нищета, бесправие, равнодушие, сочувствие к "маленькому человеку", правда, западные авторы добавляют к этому набору пафос борьбы. В
Свалке Люси Уокер бразильская беднота заявляет о своем человеческом достоинстве. Живущие на свалке говорят с гордостью: "Мы собираем не мусор, а перерабатываемые материалы", - а нью-йоркский художник-авангардист использует эти "материалы" для создания кичевых произведений. В
Бухте Луи Сайхойоса, получившей в этом году "Оскар", рассказывается о движении активистов против массового истребления дельфинов в Японии. Самое интересное в фильме – это именно режиссура дебютанта, который смог организовать огромное количество любительского видео во внятное повествование о борьбе своих единомышленников. Хотя в
Бухте, как и во многих других произведениях этого направления, мир настолько четко поделен на "черное" и "белое", что смотреть очередную такую работу временами просто невыносимо. Тем интереснее продолжение нашумевшего проекта The Yes Men, представляющего то же социальное кино, те же проблемы глобализации, повсеместного обмана и издевательства над людьми, но поданные в совершенно неожиданном ключе. Комедия
The Yes Men наводят порядок в мире рассказывает о робингудствующих шутниках, одевающихся в дорогие костюмы и делающих заявления от лица крупных ТНК о добрых поступках в серьезных масштабах: сокращении массовых увольнений, увеличении экологических норм, выплате компенсаций в огромном размере. Заявления, разумеется, тиражируются на весь мир, Yes Men исчезают, а корпорации оказываются в очень неловком положении. Просто отказаться от приписанных им слов – значит, сильно упасть в общественном мнении. Выполнить навязанные им обязательства – потерять миллиарды долларов. На бирже паника, пресс-секретари компаний ломают голову над объяснениями, а Yes Men веселятся и придумывают следующий розыгрыш, возможный только на Западе - на что, увы, остается только посетовать.
Отметим еще несколько работ, отличающихся оригинальными идеями. Фильм классика польской документалистики Марцеля Лозинского
До востребования – своеобразная перекличка с великим
Night Mail Хэрри Уотта и Бэзила Райта. Там почтовый поезд доставлял письма, здесь – работники почтамтов разбирают письма без адресата, которые никогда не попадут в руки, жаждущие их получить. Та же поэтика, тот же короткий метр, тот же талант автора и та же загадка, заключенная в каждом конверте.
Последний сценарий - роуд-муви, где сын Луиса Бунюэля Хуан Луис и сценарист Жан-Клод Каррьер не спеша расхаживают по городам, в которых жил великий режиссер, и неспешно делятся воспоминаниями.
В программе есть еще два фильма, от которых можно ожидать некоторых открытий.
Игрок Джона Аппеля снят в традициях исповедального кино Росса Макэлви и является попыткой автора понять своего отца. Недавно похожий фильм, также представляющий попытку наладить отношения с отцом, в Россию привозил Даг Блок, и называлась эта лента
Березовая улица, 51. В ближайшие несколько дней мы узнаем, насколько Аппель смог углубиться в тему, хотя его работа в IDFA свидетельствует о его профессиональной компетентности. Любопытным проектом должен быть и
Мы живем на людях Онди Тимонера, исследующий феномен реалити-шоу и его возможности.
Вообще, "Свободная мысль" в этом году разнообразна и интересна, а на показах можно встретить многих наших документалистов, которые удивленно вздыхают, обнаруживая успехи своих зарубежных коллег. Если не научиться, то хотя бы трезво оценить мировую конъюнктуру программа вполне позволяет, а для простого зрителя самое главное – это хорошее кино, которого здесь приблизительно столько, сколько представленных картин.