С популярной в последние годы документальной анимацией отборщики обошлись осторожно (и большое им за то спасибо, поскольку чаще всего работы этого направления, заполнившие фестивальные экраны, не выдерживают никакой критики). Даже главный представитель жанра Йонас Оделл с очередным своим полуанимационным интервью (на этот раз – про судьбу подруги террориста) оказался в программе "Панорама". В конкурс пробился только один документальный фильм –
Дневники Липсетта. Эта работа канадца Теодора Ушева рассказывает о талантливом, но забытом режиссере Артуре Липсетте и о его трагическом мировосприятии (за свою депрессивную культуроведческую работу Ушев получил от жюри "специальное упоминание").
Жесткую нарративность основной массы работ оттеняли несколько абстракций, среди которых наиболее впечатляющей оказалась итальянская картина
Recordare. Фильм сделан на основе изображений человеческих внутренних органов и предлагает такую вот нутряную медитацию на тему "женского и мужского". Еще одну бессюжетную конструкцию (хоть и не абстрактную) представил анфан-террибль современной анимации немец Андреас Хюкаде. В своей
Любви и краже он очень ловко и остроумно играет с изображениями известных анимационных персонажей (на большом экране это выглядит еще более занимательно, чем в окошке ютуба, а потому очень жаль, что фильм получил приз только за "оригинальную музыку").
В меру было смешных работ. Один из них – забавный русский фильм
Про птицу, сделанный независимым режиссером Ольгой Кудрявцевой.
Про птицу, реж. Ольга Кудрявцева
Тему продолжает довольно нелепый французский клип, в котором большеносый человек и девушка-швабра поют о любви (
Французская песня, Джеффрой Барбе Массин). Наконец, третий и самый смешной – анекдот про большого зеленого ящера, вылупившегося из утиного яйца и сделавшего затем карьеру в кино (
Священный монстр, Жан-Клод Розек). Великолепную строгость проявили отборщики по отношению к фильмам сложных технологий (фестивали нередко грешат, заполняя конкурс любопытными по технике, но откровенно скучными работами). Например, новая виртуозная картина песочного гения Ференца Цако оказалась в "Панораме". Это было жестоко (все же с песком трудно работать), но справедливо (фильм действительно вторичный и скучноватый). Зато уж те две работы, которые прошли отбор, и впрямь достойны высших оценок. Первая из них - аргентинский фильм, в котором автор выстроил целый город из компьютерных клавиатур и запустил на его дороги компьютерных мышек (
Teclopolis, Ксавьер Мрад). Второй фильм – от польской пластилиновой волшебницы Изабеллы Плучинской.
Эстерхази - это странная сказка про крошечного кролика, ищущего большую подругу и кроличий рай. Фильм сделан изобретательно, с изяществом и вкусом, недавняя дебютантка Плучинская теперь наверняка займет почетное место в пластилиновом пантеоне.
Эстерхази, реж. Изабелла Плучинская