Кинематограф 1930-х годов представлен фильмами Я люблю Леонида Лукова, поставившего впоследствии всенародно любимую ленту Два бойца, и Снайпер Семена Тимошенко. Звуковое оформление этой картины было признано Акирой Куросавой "лучшим образцом в истории мирового кино".
Из фильмов периода "оттепели" в программу были отобраны лирическая лента Путешествие в апрель Вадима Дербенева и киноповесть Виктора Турова Через кладбище, вошедшая по решению ЮНЕСКО в число ста лучших произведений мирового кинематографа о войне.
Фильмы программы "Социалистический авангардизм" с аннотациями Евгения Марголита
Снайпер /1931/
Режиссер и автор сценария Семён Тимошенко
"Оборонный" фильм на материале первой мировой войны – попытка сохранения основ монтажной поэтики в звуковом кино. Сцена ночного рукопашного поединка русского и немецкого снайперов – одно из первых кинематографических потрясений А.Куросавы, по свидетельству великого режиссёра.
_________________________________________________________________
Прометей /1935/
Режиссёр и автор сценария Иван Кавалеридзе
Символическое повествование - история украинского крепостного крестьянина, которого помещик, отняв предварительно невесту, отдаёт в солдаты на Кавказ. Удачный эксперимент по использованию в сюжете стихии разноязычия, присущей раннему звуковому кинематографу. Фильм с основным лейтмотивом: "Две державы: Революция и Россия, что для одной жизнь, для другой – смерть" подвергся официальной критике "Правды" и не был выпущен на экран.
_________________________________________________________________
Я люблю /1936/
Режиссер Леонид Луков
Сага о трёх поколениях шахтёрской семьи в старом Донбассе с блестящими актёрскими работами и изощрённым изобразительным решением, близким, скорее, кино начала 60-х, чем середине 30-х.
_________________________________________________________________
Лермонтов /1943/
Режиссёр Альберт Гендельштейн
Фильм о роковом жребии поэтов в России – во всех отношениях прямая антитеза официальному канону "историко-биографического" жанра. Цензурные лакуны в сценарной драматургии с лихвой компенсируются замечательной последовательностью драматургии изобразительной.
_________________________________________________________________
Дети Памира /1963/
Режиссёр Владимир Мотыль
Поэму народного поэта Таджикской ССР М.Миршакара "Ленин на Памире" В.Мотыль в своём дебюте превращает с помощью анимации в виде рисунков мелом на школьной доске в рассказ про то, как представляют себе Ленина и революцию маленькие памирские горцы.
_________________________________________________________________
Путешествие в апрель /1963/
Режиссёр Вадим Дербенёв
Лирическая комедия, неожиданно близкая в своей стилистике аналогичным работам Б.Барнета (от "У самого синего моря" до "Полустанка"). Изысканная черно-белая гамма фильма сочетается с цветной анимацией (режиссёрский дебют В.Котёночкина).
_________________________________________________________________
Через кладбище /1964/
Режиссёр Виктор Туров
Полнометражный дебют Виктора Турова по одноимённой повести П.Нилина – фильм, заложивший основы эстетики белорусского "партизанского кино" от "Восточного коридора" до "Иди и смотри". В 1995 г. решением ЮНЕСКО включен в список ста лучших фильмов о войне.
_________________________________________________________________
Комиссары /1969/
Режиссёр Николай Мащенко
Вслед за "Первороссиянами" историко-революционный материал начала 20-х здесь оказывается основой для философских диалогов о вере в жанре аскетической черно-белой мистерии, с замечательными работами ведущих актёров украинского "поэтического кино".
_________________________________________________________________
Ливень /1974/
Режиссёр Борис Яшин
Фильм, исполненный подлинной поэзии. Зрелище юной души, оттаивающей после ужасов войны, срифмовано со среднерусским бунинским пейзажем на переломе от зимы к весне 1945 года.
_________________________________________________________________
Познавая белый свет /1978/
Режиссёр Кира Муратова
Первый в творчестве Киры Муратовой опыт работы в цвете – с единственным в её творчестве любовным треугольником в центре сюжета. Чуть театрализованное действо о мире, переполненном любовью, на фоне строительства очередного индустриального гиганта, выглядящего здесь естественной декорацией.
_________________________________________________________________
Вавилон-ХХ /1979/
Режиссёр Иван Миколайчук
Первая режиссёрская работа ведущего актёра и сценариста украинского "поэтического кино", исполненная энергии, фантазии и изобретательности, наглядно демонстрирует органическое родство причудливого украинского барокко с традициями "магического реализма", известного у нас прежде всего по романам Г.-Г.Маркеса.
_________________________________________________________________
Объятия мечты /1985/
Режиссёр Фирдавс Зайнутдинов
Элементарный сценарный ход превращает типичный сюжет для индийской мелодрамы во вдохновенную поэму о любви, - блистательный образец сюжетно обоснованной цветовой драматургии.