
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
|
28 февраля 2010
Мария Терещенко
Появление новых художественных форм в анимационном мире, конечно же, вскоре отметил главный анимационный фестиваль мира в Аннеси. Еще в начале 2000-х гг этот смотр ставил в центр внимания короткометражное кино, однако в 2006 году свершилась революция местного масштаба, и главным конкурсом стал полнометражный. Соревнуются в нем не только низкобюджетные и не только рисованные фильмы. В конкурсе минувшего года можно было увидеть Монстров против пришельцев, в 2007 г наградной кристалл Аннеси получило норвежское 3D про охоту за цирковым слоном (Освободите Джимми!), а в 2009 г. основные в победители вышли кукольная Коралина и кукольно-пластилиновый Мэри и Макс[] (реж. Адам Элиот). И все же основной объем полнометражного конкурса фестиваля составляют именно дешевые (иногда даже копеечные), но артистичные "плоские" работы. И они действительно представляют немалый интерес.
Взять хотя бы Идиотов и ангелов Билла Плимптона. Этот фильм про негодяя, у которого начинают резаться крылья, сделан необычайно красиво. Пронзительная, почти религиозная история разворачивается без слов, в гротескной пластике, под душераздирающий эклектичный саундтрэк, в котором музыка Тома Уэйтса перемежается русскими духовными песнопениями.
Уместно вспомнить и соревновавшуюся с Идиотами картину Нины Пэйли Сита поет блюз, где древнеиндийский эпос сочетается с простенькой современной "лав стори", восточно-орнаментальный рисунок - с блюзами 1920-х годов, а анимационные техники и эстетики предлагаются в таком количестве, что утомительно было бы их перечислять.
Упомянем также однозначно проигрывающий первым двум, но тоже по-своему любопытный французский фильм Страхи темноты. Это черно-белое кино представляет собой сборник ужастиков, каждый из которых сделан в оригинальных повествовательной и графической манерах. Объединяющими интермедиями служат небольшие вставки беспредметной анимации, под которые закадровый голос рассказывает о природе человеческого страха.
Совсем свежие примеры: американский фильм для любителей собак Мой пес Тюльпан Пола Фирлингера, мрачно-комичный аргентинский мафиозный боевик Буги и не попавший в Аннеси (впрочем, может быть, еще попадет) Первый отряд - аниме-фэнтези про пионеров-героев.
Трейлер мультфильма Мой пес Тюльпан, реж. Пол Фирлингер
Еще лет десять назад подобные фильмы возникали крайне редко. Отдельные полнометражки Билла Плимптона, экспериментальные картины Яна Шванкмайера - и, если не вспоминать японцев, список можно было бы завершить, так толком и не начав. Сегодня взрослые "артистичные" мультфильмы появляются в огромных количествах, а иногда и в весьма впечатляющем художественном качестве. Увы, судьба этих полнометражек пока вызывает только сочувствие. Многие из них не выходят в прокат и даже в своих странах проходят без триумфа. Неколебимый в собственных заблуждениях зритель идет скорее на откровенное "игровое" барахло, чем на неизвестный анимационный проект. Но ситуация меняется, постепенно формируется рынок анимационного арт-кино. Медленно, но верно. Настолько верно, что некоторых интернациональных релизов можно ожидать без всяких сомнений.
К их числу относится новый фильм Сильвэна Шоме Иллюзионист, мировая премьера которого состоялась недавно на Берлинале. Поставленный по сценарию Жака Тати, фильм рассказывает про фокусника и влюбленную в него девушку, которая, по своей наивности, принимает ловкие трюки за настоящую магию.
Этот фильм выйдет у нас в самом недалеком будущем и, стоит надеяться, обернется очередным аргументом в пользу интереса к анимации, которая еще долго сможет удивлять зрителей своими безграничными возможностями.
__________________
* Профессиональный термин, означающий изображение движения, которое в некомпьютерном анимационном кино разворачивается, как последовательность ключевых моментов (фаз). "Мультипликат" для анимации во многом определяет качество фильма – примерно так же, как операторская и актерская работа определяют качество игрового кино.
** Зачастую в этих примерах фильмы выходили так близко по времени, что сложно было бы упрекнуть кого-то из авторов в плагиате - на создание компьютерного полного метра требуется несколько лет. Намного логичнее предположить (и тому есть подтверждения), что сюжеты и образы были продиктованы ограниченными возможностями программного обеспечения и небогатой фантазией авторов – ведь нужно быть "Пиксаром", чтобы демонстрировать фактуру шерсти в Корпорации монстров.
*** $40-60 млн - это действительно средний бюджет для традиционных мультфильмов, компьютерныt работы стоят порой по полторы сотни миллионов долларов.По меркам кукольного кино это огромные бюджеты.
3 страницы
1 2 3
|
|
|
|