
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
|
4 декабря 2009
Сергей Сычев
 В годовом цикле людей, живущих в Москве и интересующихся неигровым кино, не так много интересных событий, которые посвящены их пристрастию Отнесем к ним программу "Свободная мысль" в рамках ММКФ, документальную часть "Амфеста" и "Сталкера", "Кинотеатр.doc" и, наконец, "Артдокфест". Последний из приложения к премии "Лавр" постепенно превращается в главный фестиваль неигрового кино в стране – по масштабу, количеству фильмов, прицелу на международный рынок и даже по месту проведения: центральнее кинотеатра "Художественный" и не придумаешь. В этом году фестиваль будет проходить с 4 по 12 декабря, а дополнительной площадкой станет кинотеатр "Пионер".
Основатель и президент фестиваля Виталий Манский давно стал главным локомотивом индустрии неигрового кино в России. Автор и продюсер скандальных проектов, регулярно выступающий в СМИ в поддержку начинаний в области кинобизнеса и киноискусства документалистики, Манский обращает внимание общественности на несправедливую невостребованность этой сферы культуры, хотя в ней задействованы большие художники, вкладывающие в свою работу огромный труд. Не в последнюю очередь благодаря этой "сигнализации" "Артдокфест" проходит при полных залах, а к зрителю доходят хотя бы какие-то документальные фильмы.
Необходимость подобного фестиваля была очевидной: какой смысл вручать призы фильмам, которые никто не видел и никогда не увидит? Телевидение показывает почти одни заказные форматные поделки. Даже когда случайно в эфир попадают достойные работы, они идут без анонсов и повторов, анонимно и не заметно для зрителей, увлеченных футболом и фигурным катанием. В кино неигровые картины не показывают. На дисках их не издают. Классические фильмы широкая аудитория не знает, сравнивать ей не с чем, язык неигрового кино для нее сложен и чужд.
При этом за последние двадцать лет в России произведено несколько тысяч документальных фильмов, среди которых призеры международных фестивалей, известные во всей Европе. Есть авторы с мировым признанием. Есть новое поколение режиссеров-подвижников, пришедших в документалистику, где не было и не предполагается ни денег, ни внимания общества - ради самовыражения. Есть тенденции, о которых говорят только профессионалы, есть много чего такого, о чем зритель может знать только понаслышке. Увидеть документальное кино можно на многочисленных фестивалях, среди которых достойных не так много, как хотелось бы; его можно скачать в интернете, если знать, что и где искать; можно ходить в Дом кино, где по четвергам показывают и обсуждают самые интересные неигровые картины, или в "Художественный", в котором документалистику не так давно тоже стали показывать регулярно; можно, в конце концов, просить фильмы у самих режиссеров. Понятно, что рядовой зритель на это не пойдет. Отсутствие систематического доступа к фильмам и квалифицированной критики неигрового кино в СМИ оставляют его на периферии культурного пространства России: даже интеллигентный человек вряд ли назовет хотя бы пять фамилий действующих российских документалистов.
"Артдокфест" претендует на создание такой панорамы, которая позволила бы, по крайней мере, быть в курсе того, в каком состоянии пребывает документальное кино сегодня. В конкурсную программу включены русскоязычные фильмы – хитрость, позволяющая создать иллюзию международного конкурса, дающая возможность сравнить наши и зарубежные фильмы, созданные на материале российской действительности, вырваться за пределы российского кинопроизводства и… сделать конкурс хоть немного привлекательнее. Одно из печальных следствий умерщвления документального киноискусства в стране – истощение творческих потенций. Скажем, если меня спросят, на что обязательно нужно сходить из новых российских фильмов, я не смогу ответить: ничего шедеврального в этом году, кажется, не было. Забытая, оставленная на произвол судьбы документалистика боролась изо всех сил, но последние пять лет определенно являются для неё кризисными. Фильмов производится больше, техническое качество повышается, подрастает поколение молодых режиссеров. Но при этом новые картины все однообразнее и скучнее, даже оригинальные идеи в воплощенном виде оказываются скорее экзерсисами, чем произведениями искусства. Мало мысли, мало чувства. Я не буду здесь называть гениальные образцы постсоветского периода, к которым ни один из современных фильмов приблизиться не может, но ощущение упадка витает в воздухе. Кинематографисты сами чувствуют это и сдвинуться с мертвой точки, выпуская манифесты, предлагая концепции, пытаясь найти новое дыхание в глухой провинции. Но есть нечто такое, что нельзя преодолеть наскоком, на что потребуются долгие годы восстановления. Мне главной причиной художественного кризиса видится то, что в поисках путей выживания документалисты не смогли сосредоточиться на первостепенных для кино переживаниях - мышлении и эстетике. Поиск новых тем и героев приводит к экстенсивному росту, но художником и мыслителем документалисту придется становиться долго. Поэтому мои рекомендации в отношении программ фестиваля (как основного конкурса, так и подборок телевизионного кино и фильмов-участников других российских фестивалей) ограничатся предложением ознакомиться с новыми работами режиссеров, имена которых и так на слуху: самого Манского, Костомарова, Мирошниченко, Лозницы, Расторгуева, Шахвердиева и некоторых других. Просто чтобы знать.
Но есть и такие фильмы, которые пропускать нельзя - это относится к ретроспективным показам лучших отечественных фильмов последних лет, экспериментам в области разговора на российские темы языком европейского кино (Революция, которой не было, Между медведем и волком), программе Даниила Дондурея – тоже ретроспективе, но авторской. И, наконец, самое главное:отечественные неигровые картины увидеть еще худо-бедно можно и на других фестивалях, в интернете и т.д., но зарубежные работы у нас вы не найдете нигде. Поэтому фильмы, которые программный директор "Артдокфеста" Виктория Белопольская привезла с IDFA - главного фестиваля документального кино в мире - смотреть следует в первую очередь, чтобы было, с чем сравнивать. Фестиваль – он как журнал. Хороших новостей у нас нет, но знать их все равно нужно, а международная рубрика - кто знает? – способна помочь нам сделать эти новости лучше уже к следующему выпуску журнала.
|
|
|