
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
|
10 ноября 2009
Иван Денисов
 В России о явлении под названием "стендап комеди" судят в основном по отечественным телешоу и фильму Боба Фосси Ленни. Первый пункт можно сразу исключить из программы: неумелое подражание худшим западным образцам на потребу поп-тусовки и не умеющей думать публики создаст о стендапе не слишком правильное мнение. Другое дело - великий фильм гениального Фосси. Лента, в основе которой лежит биография знаменитого комика Ленни Брюса, остаётся едва ли не единственным достойным экранным эквивалентом стендапа, пусть и решённым в драматическом ключе. Но ощущения, которые испытываешь от шоу мэтров комедии прошлого и настоящего (Карлин, Прайор, Стэнхоуп), в кино передаёт только Ленни. Провокация, желание с помощью шокирующего юмора заставить зрителя задуматься над реалиями жизни, борьба с собственными невзгодами методами того же шокового юмора – всё это есть в фильме. Есть здесь и изображение многочисленных трудностей, поджидающих комиков: попытки добиться успеха, найти свой стиль в стендапе, не изменить себе перед лицом славы или под давлением цензуры, во всей широте показан нездоровый образ жизни с постоянными переездами, турне, депрессиями, наркотиками и алкоголем. В день 35-летия этого гениального фильма вспомним его ещё раз, а заодно посмотрим на ведущих мастеров стендапа и их взаимоотношения с кинематографом.
Как сделать зрелищным фильм про рот?
У циничных комиков вроде Дага Стэнхоупа будет обстоятельный ответ на этот вопрос - с непременным упоминанием Глубокой глотки, но разговор сейчас не о том. Просто именно такую задачу ставил перед собой Фосси, начиная работу над Ленни. Выдающийся режиссёр никогда не забывал о зрелищности своих проектов. Но одно дело - зрелищность в театральных постановках или киномюзиклах, а другое – в биографической драме о комике, выступавшем в ночных клубах. Однако, Фосси недаром стал уникумом, собравшим все возможные премии во всех возможных отраслях шоу-бизнеса, где ему доводилось работать (а это театр, кино и телевидение - причём если об успехе фильма Кабаре или спектакля "Чикаго" известно многим, то роль Фосси в изменении представлений о телевидении ещё заслуживает изучения; между тем поставленный им концерт Лайзы Минелли в своё время перевернул все существующие правила съёмок телеконцертов, как чего-то статичного и однообразного). Чёрно-белое изображение и документальную стилистику Ленни он использовал для создания динамичного фильма, в котором разрозненная хронология и стремительный монтаж на скоростях Расса Майера отчётливее обозначают параллели с выступлениями лучших мастеров стендапа, не вредя драматическому настрою картины.
 Из фильмов Фосси самым известным остаётся Кабаре, но объективно лучшим следует считать всё-таки Ленни. Циничный и постоянно неудовлетворённый своей работой Боб Фосси испытывал особый интерес к тёмной стороне шоу-бизнеса и людям, которые не только эту сторону представляют, но и язвительно её комментируют. Вспомните Джоэла Грея в Кабаре или пронизывающие всё действие Всего этого джаза монологи в духе Ленни Брюса. Собственно, Брюс из Ленни скорее ближе к самому Фосси, чем к реальному комику. Поэтому перфекционист Фосси работу над фильмом превратил в изматывающее для всех участников съёмок мероприятие. Постоянные стычки с Дастином Хоффманом (для которого Брюс остаётся одной из величайших ролей) можно списать и на тяжёлый характер замечательного актёра, но постановщик не щадил никого. Сценарист Джулиан Бэрри, тяжело переживавший развод, встречал понимание и сочувствие от всех, но не от Фосси. Режиссёр требовал от Бэрри только полной преданности фильму и предельной профессиональной концентрации. Ещё хуже приходилось актрисе Валери Перрен, игравшей жену Брюса, профессиональную стриптизёршу Хани ( к слову, исполненный Перрен в фильме стриптиз вошёл в число лучших в кино). Дело даже не в эпизодах с обнажённой натурой и не в лесбийской сцене. Но если вас при просмотре поразил момент, когда интервьюируемая Хани-Перрен, вспоминая о муже, срывается на настоящую истерику, то это понятно: такого выплеска эмоций Фосси добился от актрисы жестоким методом. Во время съёмок он (в роли закадрового журналиста) расспрашивал Перрен про её возлюблённого, умершего незадолго до начала работы над Ленни. Имеет ли право режиссёр идти на такое ради фильма? Решайте сами. Но шедевр Фосси оправдывает его (как оправдывают многих "жестоких" комиков, использующих в выступлениях шутки про болезни и страдания близких людей, их конечные результаты). Всё же мы получили незабываемый фильм и путеводитель по стендапу, который остаётся непревзойдённым (пока?). Применённый режиссёром в Кабаре метод, когда шоу-номера (в Ленни - сатирические монологи Брюса) не просто естественно включены в действие, но и комментируют события, сработал даже лучше. Стремительный, жёсткий и жестокий шедевр Фосси служит как примером рассуждения о противостоянии творца-ниспровергателя и общества, так и образцом кинематографического мастерства.
Перейдём между тем к самому стендапу. Прослеживать его происхождение можно к каким угодно шутам и скоморохам, но разумнее всего его "отцами" назвать американских писателей 19 века Артемуса Уорда и Марка Твена. Именно их "комические лекции" и выступления по всей стране заложили основы современного стендапа, как и их скептицизм, язвительность и, что самое главное, большой успех. В 20 веке актёрское мастерство преобладало над литературным, а тогдашними предтечами стендапа стоит считать комиков водевиля, прежде всего гениев комедии - У.К. Филдса и братьев Маркс. К особенностям сценической комедии добавились абсурдизм, этническая окраска, гипертрофированная мизантропия и сатира. И уже во второй половине века, с успехом Морта Сала и развитием телевидения мы получили стендап в его нынешнем виде.
Стендап многолик. Главное здесь – выйти на сцену и удерживать внимание публики шутками или остроумными монологами. Темы и подход могут варьироваться. Могут преобладать абсурдно-сюрреалистический юмор, политическая или социальная сатира, сексуальная тематика, бытовые шутки. Мне интереснее комики более "тёмные" - язвительные сатирики, атакующие всех и вся: политиков, глупость публики, модные течения, наконец, собственные комплексы. В общем те, кто преобразует страшные и отвратительные вещи в смешные и помогает себе (и нам) выжить в этом мире, переполненном как раз страшными и отвратительными вещами. Конечно, есть замечательные профессионалы и в чисто развлекательном сегменте стендапа, но я сделаю упор всё же не на них.
Мне ближе и интереснее стендап американский. Свою любовь к американской культуре я скрывать и не собираюсь, а в стендапе многое из того, что я в ней я люблю, представлено в концентрированном виде: индивидуализм, неприязнь к властям, язвительный скептицизм, чёрный юмор как защитная реакция. Поэтому выступления Джорджа Карлина или Ричарда Льюиса по эмоциональной силе не уступают лучшему в американской литературе и кино. Среди британцев есть отличные комики, но я всё же не могу поставить их рядом с лучшими мастерами из США. Что касается женщин-комиков, то их отсутствие в обзоре я готов признать минусом. Пусть эту тему исследует кто-то, кто лучше разбирается именно в женском аспекте стендапа.
4 страницы
1 2 3 4 
|
|
|
|