
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
|
1 сентября 2009
Иван Денисов
 В незапамятные времена, когда прекрасный мир японского жанрового кино был почти неизвестен американскому и европейскому зрителю (по привычке обвиним в этом мейстримно-артхаусный истеблишмент), путь на Запад шедеврам 60-70-х прорубали "уличный боец" Сонни Чиба и "убийца сёгуна" Томисабуро Вакаяма. В случае с Вакаямой слово "прорубать" имеет самое что ни на есть прямое значение, так как он за пределами Японии известен прежде всего по ролям самураев. Если цитировать знатока жанра Пэтрика Гэллоуэя, "никто не орудует на экране мечом с той же яростью и умением, как Вакаяма". И фехтовальные феерии Убийцы сёгуна для многих современных постановщиков остаются сильнейшим впечатлением (сошлюсь хотя бы на всегда у местного Тарантино).
Теперь все уже знают, что Убийца сёгуна - это всего лишь компиляция первых частей серии Одинокий волк и волчонок, смонтированная для западного проката, и оригинальные фильмы серии найти и посмотреть достаточно просто. Современному любителю кино не составит труда найти и другие актерские работы Вакаямы, но, наверное, для всех поклонников он навсегда запомнится в облике вечного странника Огами Итто, виртуозного фехтовальщика и жестокого мстителя. Если вы посмотрите на страницы первоисточника "Одинокого волка", комикса Кадзуо Коике и Госеки Кодзимы, то будете слегка удивлены абсолютной несхожестью рисованного Итто и Итто киношного. Бравый герой комикса напоминает скорее Бунту Сугавару, Хидеки Такахаши или того же Чибу. Но теперь (особенно после многих телеверсий) трудно себе представить в этой роли кого-то, кроме Вакаямы, который по сию пору удивляет стремительным перевоплощением из неповоротливого увальня в ловкого убийцу-аса фехтования.
Разобрать огромную фильмографию актёра – задача, невыполнимая в рамках юбилейного обзора, но вспомнить об основных работах Вакаямы сегодня будет очень кстати.
 Томисабуро Вакаяма (настоящее имя Масару Окумура) родился в Токио 1 сентября 1929 года. По окончании школы он стал пробовать себя в музыке и даже добился некоторого успеха (неудивительно – его отец, Кацутодзи Кинейя, был очень популярным певцом, поэтому Вакаяма и его брат Шинтаро Кацу начинали именно с музыкальной карьеры). Собственно, именно тогда на афишах и появилось имя "Томисабуро Вакаяма", тогда как Кацу выступал под именем Кацумару Кинейя. Но кино привлекало братьев больше, чем музыка, поэтому в середине 50-х они и занялись его покорением. Тем более, что наш герой ещё и успешно занимался единоборствами. В 1954 Вакаяма заключил контракт со студией "ШинТохо" и сразу попал в фильм маэстро Тая Като Великий ниндзя Дзирайя. Проблема заключалась в том, что Като на тот момент ещё не был маэстро, и ни фильм, ни Вакаяма особого успеха не имели. Правда, актёра заметили и стали предлагать роли, но сам Вакаяма не был доволен своей работой. В 1959 году он перебрался на студию "Тоэй", быстро разочаровался и в ней, а затем, в 1962, оказался на "Дайэй". Президент "Дайэй", Масаичи Нагата, счёл, что Вакаяме мешает его связанное с музыкальным прошлым имя, поэтому на студии актёр снимался под именем Кендзабуро Дзё. На "Дайэй" у актёра появились интересные роли, в основном в самурайских лентах, снимался он и со своим младшим братом. Путь Кацу к славе тоже не получился гладким и быстрым, но старшего брата он опередил. Роль слепого массажиста и странствующего игрока-фехтовальщика Затоичи оказалась для Кацу в самый раз. И как раз в фильмах о Затоичи мы можем наблюдать взаимодействие двух замечательных братьев перед камерой. Вакаяма отметился ролью уже во второй части саги - Возвращение массажиста Ичи Кадзуо Мори (1962), но самым эффектным примером братского взаимодействия стал фильм Затоичи и сундук с золотом (1964, шестой в серии). Выдающийся мастер Кадзуо Икехиро снял едва ли не лучшую картину о Затоичи, динамичную и изобретательную, которую украсил и незабываемый дуэт Кацу и Вакаямы. Последний предстал здесь в роли злодея, предпочитающего хлыст мечу и пользующегося им с не меньшей ловкостью. Возможно, самый колоритный противник Затоичи сходится со слепым фехтовальщиком в захватывающей дух финальной схватке, которую Крис Дежарден называет "рвущей нервы зрителя". А сам режисссер вспоминает об этом так: "Это был замечательный, но довольно безумный опыт. Кацу вёл себя как мальчишка и во многом подражал старшему брату. Эта пара была одержима идеей снимать самые оригинальные и безумные сцены действия в мировом кино. Честно сказать, их игрой я не всегда был доволен, но как дело доходило до драк и дуэлей, тут они работали безукоризненно. В финальном поединке есть сцена, когда Вакаяма скачет на лошади и хлыстом тащит за собой Кацу. Кацу очень беспокоился, так как сцена снималась без подготовки. Но братья решили сделать этот эпизод. Они были готовы на всё… Кстати, их поединка и в сценарии не было". Сотрудничество Вакаямы и Кацу ещё продолжится, а я только добавлю, что не вижу смысла судачить, кто из них лучше. Оба замечательных актёра сделали множество прекрасных фильмов, и оба заслужили своей работой любовь зрителей.
К самурайским лентам Вакаямы-Дзё на "Дайэй" мы ещё вернёмся. Но надо заметить, что актёр по-прежнему оставался недоволен своим положением. Поэтому в 1966 он возвратился на "Тоэй" (хотя будут в его карьере и работы на других студиях) и вернул себе имя Томисабуро Вакаяма. На "Тоэй" как раз был расцвет криминальных лент, якудза эйга, и именно в них Вакаяме предстояло сниматься ближайшие годы. Уже в 1967 он появился в Игорном зале Шигехиро Одзавы, и с той поры актёр присутствует едва ли не в каждом втором криминальном фильме. В это время Вакаяму можно назвать звездой и одним из самых заметных исполнителей студии, причём наш герой был в равной степени успешен, как снимаясь в поджанре якудза эйга "нинкйо", так и в пришедшем ему на смену "дзицуроку". Внешностью Вакаяма, конечно, не мог соревноваться с Кодзи Цурутой, Кеном Такакурой или Сугаварой. Работавший с актёром великий Киндзи Фукасаку описывал его как "обладавшего всеми качествами для выдающегося исполнения отрицательных ролей…я бы сравнил его с классическим "крутыми парнями" вроде Ли Ван Клифа и Хэмфри Богарта, правда, Вакаяма не был слишком стильным". Томисабуро-сан часто играл вышедших из-под контроля гангстеров или якудза-простолюдинов, которые добиваются успеха в криминальных войнах. Иногда Вакаяма уставал от таких героев и откровенно дурачился в кадре, беззастенчиво переигрывая, но в основном честно и высокопрофессионально отрабатывал поставленные задачи. Он даже получил собственные сериалы, из которых самым продолжительным стал Бандит (1968-1974, одиннадцать эпизодов). Режиссёр первой части, крепкий профессионал Косаку Ямашита, избрал для истории о якудза, покоряющем преступный мир Осаки, серьёзную манеру повествования, но со временем в Бандите всё отчетливее стали проступать комедийные элементы. И только благодаря игре Вакаямы такой переход был встречен зрителями благожелательно. Хотя более известными примерами работы актёра в жанре остаются ленты, где он играл роли пусть не главные, но очень запоминающиеся.
Самым знаменитым "нинкйо"-сериалом "Тоэй" остаётся Красный пион (1968-1972, восемь эпизодов) с красавицей Дзюнко Фудзи в главной роли. Сага о странствиях женщины-игрока Орю стала квинтэссенцией киноидей жанра "нинкйо" с непременным противостоянием благородных и резко отрицательных героев, воспеванием кодекса чести якудза, выверенным ритмом и изысканной хореографией финальных схваток. Над серией работали все ведущие жанровые режиссёры "Тоэй", включая ведущего мастера "нинкйо" Тая Като (да, давний знакомый Вакаямы добился немалого успеха), а Вакаяме досталась второплановая роль деревенского якудза, безнадёжно влюблённого в героиню. Его персонаж регулярно сваливается на головы действующим лицам (иногда в прямом смысле) и, демонстрируя лихие навыки рукопашного боя, спасает Орю, затем попадает в комичную ситуацию, а после исчезает, уступая дорогу романтическим звёздам Цуруте и Такакуре. На мой взгляд, в Красном пионе Вакаяма как раз переигрывает и комикует на неподобающем для него уровне. Но фанаты сериала и актёра очень любят эту его роль и включают в списки самых любимых у Вакаямы.
Куда интереснее роли, сыгранные Вакаямой у того же Като, например, в тюремной драме Приговор – 18 лет (1967). Жестокая экшн-драма остаётся лучшей из снятых этим блестящим режиссёром в сотрудничестве с экс-якудза Нобору Андо криминальных картин. Андо играет здесь гангстера, попавшего в тюрьму из-за предательства сообщника, а у Вакаямы эффектная роль жестокого надзирателя Фунаваки. Продажный и свирепый Фунавака с блеском сыгран актёром и остаётся одним из самых запоминающихся кинотюремщиков. Знатоки же "нинкйо" очень высоко ценят работу Вакаямы в фильме Ямашиты 1968 года Игорный зал – босс игроков (четвёртая часть сериала Игорный зал). Среди апологетов картины можно найти небезызвестного Юкио Мисиму, писавшего в своей рецензии: "Этот фильм приближает нас к канонам античных трагедий, он буквально дышит реалиями человеческого бытия". История о борьбе внутри сложной иерархии кланов якудза впечатляет сочетанием романтизации кодекса якудза с показом жестоких последствий слепого следования этому кодексу и мастерством в постановке боевых сцен. Вакаяма предстал в роли вспыльчивого Мацуды, который пытается восстановить порядок внутри клана и получить обещанное повышение, но лишь оказывается жертвой интриг беспринципных якудза. Серьёзная драматическая роль, в которой Вакаяма был безукоризнен и даже затмил исполнителя главной роли Кодзи Цуруту.
3 страницы
1 2 3 
|
|
|
|