
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
|
3 марта 2009
Виктор Зацепин
Европейские кинодеятели, исходя из принципов подлинной демократии, то есть стремясь обеспечить зрителю возможность свободного выбора и сознательной самореализации, предлагают построить второй (параллельный) круг проката при финансовой и юридической поддержке государства. В такой круг могли бы войти:
1. так называемые муниципальные кинотеатры, финансируемые городскими властями в рамках их общекультурных программ;
2. кинозалы в клубах, которые существуют при всякого рода профессиональных или профсоюзных объединениях;
3. актовые залы в учебных заведениях – университетах, колледжах и даже школах (многие из них еще с прежних времен оснащены киноаппаратурой или могут быть ею заново оборудованы);
4. кинозалы в музеях – не только в Музеях кино, что необходимо, но и в картинных галереях, литературных, театральных, исторических, естественнонаучных музеях (показы специализированных и общекультурных кинопрограмм успешно проходят в Лувре и Центре им. Жоржа Помпиду в Париже, в Национальной галерее и Музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, Исторических музеях в Берлине и Москве и многих других музейных учреждениях мира);
5. частные или "кооперативные" кинотеатры "артхаузного" кино.
У "параллельного круга" должна быть своя система проката, которая может быть очень гибкой, поскольку каждый отдельный зал может программировать свою собственную стратегию и вместе с тем участвовать в разработке общей стратегии. Фильмы будут выбираться из некоего общего пула, и платежи каждого отдельного кинозала в этой системе будут невелики, но суммарные платежи могут обеспечить возврат средств. Чтобы поддерживать жизнеспособность этой системы хотя бы на начальном этапе, предлагалось ориентироваться на пример государственной поддержки кино во Франции. Там 10 процентов налоговых поступлений от коммерческого проката передается на национальное кинопроизводство (благодаря этой системе – чем больше зарабатывает Голливуд, тем лучше для французских кинематографистов, и не надо прибегать к искусственному квотированию проката). Вендерс, Патнэм и Сабо предложили Европейскому Союзу сохранять для кино 15% от общего налога на коммерческий кинопрокат: 10 из них – на национальное кинопроизводство, 3% на развитие кинообразования в высшей и средней школе и 2% на субсидии "второму кругу" проката. В свое время, вернувшись после сессии Европейской киноакадемии в Берлине, я изложил этот проект в довольно обширной "записке" – надеясь, что он будет полезен и для нашей страны, и вручил ее копии Элему Климову, который был тогда председателем Союза кинематографистов России, Сергею Соловьеву, возглавлявшему Московский СК, и председателю Госкино Армену Медведеву. Тогда проект встретил всеобщее одобрение, после чего попал, видимо, в долгий ящик ожидания светлого будущего. Впрочем, в Европе это еще тоже не сделано, так как в связи со строительством единого Евросоюза идет затяжной процесс согласования местных законодательств с общеевропейским, в частности, в области налогообложения.
В России Александр Прошкин продвигал идею спутникового кинопроката. Согласно этому проекту, планировалось организовывать спутниковые трансляции фильмов для кинотеатров, находящихся в отдаленных районах России: с того или иного места из обширной электронной базы выбирается определенный фильм, который транслируется в нужный зал через спутник (технически это вполне достижимо). Прошкин даже имел договоренности со "Связьинвестом", но масштабного развития эта инициатива также не получила (по данным газеты "КоммерсантЪ", в конце 2007 года в России действовало около 20 цифровых кинозалов – прим. ред.). В принципе, вопрос не закрыт, но…
Вопрос: нужен ли "второй круг" проката в эпоху DVD и всеобщей компьютеризации?
Встречный вопрос: способен ли индивидуальный (семейный) просмотр фильма на домашнем мониторе заменить коллективный (кинотеатральный) сеанс?
Дело вовсе не в величине экрана и не в качестве (в цифровом варианте кино все время улучшающегося) изображения и звука. Дело в условиях восприятия.
Я думаю, что всплеск интереса к социальным формам культуры, и вообще, рост ее потребления связан с общим подъемом социальной активности. Мои коллеги из Южной Кореи рассказывали, что после падения диктатуры и смягчения климата изменилось и отношение к кино – возникло огромное количество кинотеатров и людей, посещающих кинотеатры. Одновременно и быстро изменились нравственные и эстетические установки кинематографистов (не только молодых, но и весьма опытных – достаточно вспомнить взлет нашего недавнего гостя Им Квон Тэка). После увеличения свобод, как и во времена нашей перестройки, пробудилась жажда культуры, которая в целом подчиняется каким-то волнообразным законам. Я думаю, что в провинции кинематограф мог бы быть еще более популярен – например, за счет того, что развлечений там меньше по сравнению с тем, что предлагают большие города. Кроме того, у множества любителей кино в России – колоссальный дефицит живого общения, который лишь в некоторой степени способны компенсировать Интернет и блогосфера. Я считаю, что коллективный просмотр фильма в кинотеатре – чрезвычайно важная форма живого общения и коллективного опыта. Здесь я бы хотел сделать длинное, но важное отступление, и рассказать вам вот о чем. В Болгарии есть всемирно известный своими разысканиями в области психологии восприятия профессор Лозанов. Он, в частности, изучал каналы получения информации и разработал "ролевую" методику изучения иностранных языков, в результате которой за один сеанс человек может запомнить до 400 слов на абсолютно незнакомом ему языке. Мне было очень интересно, каким образом язык можно изучать несловесными способами (в связи с теорией аттракционов Эйзенштейна и его идеями многоуровневого, невербального воздействия на зрителя). Лозанов говорил, что его методика преподавания и изучения языков основана на "неспецифической психической реактивности". В живой беседе имеют значение не только слова, но и интонация, мимика, жесты. В то же время у каждого из нас есть набор каких-то комплексов, тормозящих инстинкты, масса психических травм и так далее, которые необходимо устранить для чистоты и эффективности восприятия. В этой связи Лозанов изучал воздействие музыки на психику и, перебрав несметное количество разнообразных композиторов и исполнителей, пришел к основательному выводу о том, что самое успокаивающее (нормализующее альфа-ритм мозга) воздействие на человека оказывает Бах. Кроме того, Лозанов активно использовал игровые методики в своих уроках, в том числе и весьма радикальные. В частности, однажды он нарядил чиновника из болгарского Внешторга, которому срочно нужно было усвоить турецкую торговую лексику, в косынку и фартук и заставил его играть в "магазин". В результате этой смены парадигм "усатый и пузатый начальник", отрешившись от своего социального "статуса" и сознания, от своих психологических надстроек и "мужских" комплексов, просто вжился в новую ситуацию – и это способствовало успешному усвоению нового. Все это я говорю к тому, что фильм при коллективном просмотре (в кинотеатре люмьеровского типа) так же воспринимается иначе, а зритель находится в иной ролевой ситуации, чем при домашнем просмотре на экране телевизионного или компьютерного монитора (наследнике кинетоскопа Эдисона) . Зритель в кинотеатре не просто выключен из бытовой обстановки и сосредоточен на экране. Он вживается в зрелище и в зал одновременно. Я уверен, что кинозал работает как лазер, который собирает и фокусирует эмоциональные и интеллектуальные "лучи". В этом – залог того, что кинозалы не исчезают.
|
|
|