
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
|
26 февраля 2009
Иван Денисов
После такого вот "отдыха от самурайского кино в компании якудза" Гоша вернулся к фирменному жанру. К 1978 году самурайское кино, казалось, было совсем оттеснено на периферию зрительского интереса криминальными и эротическими лентами в основном современной тематики, но Самураи сёгуна Фукасаку напомнили, что жанр ещё в полном порядке и в руках сильного режиссёра может стать хитом у критиков и зрителей. И в том же 1978 Гоша выпустил Бандитов против отряда самураев. Увы, нельзя назвать это возвращение триумфальным. Хотя фильм отмечен достойной игрой постоянных актёров Гоши (Тацуя Накадаи, Тецуро Танба, Шима Ивашита), содержит несколько интересных отсылок к американской классике "фильмов об ограблениях" вроде Убийства Стэнли Кубрика и может блеснуть несколькими фехтовальными сценами в духе ставшего классикой Небесного возмездия, всё же Бандиты скорее разочаровали затянутостью и отсутствием оригинальных идей. Примерно такой же была реакция на Охотника в темноте (1979), в котором талант Гоши лишь в отдельных эпизодах, прежде всего - в решающей дуэли между героями Накадаи и Сонни Чибы.
80-е годы стали не лучшим периодом в истории японского кино. Гоша в это десятилетие оказался примерно в той же ситуации, что и Фукасаку или Сейдзун Сузуки. Снятые им в то время фильмы ощутимо уступали сделанному в лучшие годы, однако на отсутствие коммерческого успеха или любви критиков пожаловаться он не мог. Среди фильмов Гоши 80-х обласканная критикой Гейша (1983), подчёркнуто театрализованная и эстетизированная "женская" самурайская лента Тени смерти (1987) и очередная экранизация популярного романа Таидзиро Тамуры Врата плоти 1988 года (разумеется, уступающая образцовой киноверсии Сейдзуна Сузуки 1964 года). Если раньше Гошу числили среди "мужских" режиссёров, то теперь он всё чаще обращался к женским персонажам в центре повествования. Работать с актрисами режиссёр всегда умел, Йоко Михара в Мече зверя или Рурико Асаока в Гойокине играли замечательно. Но особенно часто и успешно Гоша сотрудничал с Шимой Ивашитой, с ней связан и его последний крупный успех.
Документальная книга Сёко Иэды Жёны якудза имела в Японии такой успех, что продюсеры просто не могли оставить её без своего внимания. Хироши Такада сделал для "Тоэй" беллетризованную версию, Иэда её одобрила, и в 1986 году Гоша выпустил на экраны одноимённый фильм. Не стоит искать здесь сюрреалистических деталей прежних опытов Гоши в "якудза эйга". Жёны якудза - добротный криминальный фильм о сильных женщинах, которые вынуждены решать совсем не женские проблемы якудза, когда их мужья отсиживают сроки или погибают на "работе". Профессионализм режиссёра, конечно, успеху поспособствовал, но главной составляющей популярности Жён якудза стала игра Ивашиты. Когда-то актриса была символом японской женственности в Осеннем дне Одзу - теперь, четверть века спустя, она прибавила к красоте аристократическую стать зрелой и уверенной в себе женщины. Поэтому её Тама управляется с проблемами семьи и якудза с женской элегантностью. По словам Марка Шиллинга : "Ивашита доминирует в фильме, уверенно прокладывая себе путь в мужском мире, отказываясь при этом скрывать свою женственность… миллионы любителей жанра стали её поклонниками". Действительно, успех фильма был так велик, что "Тоэй" превратила Жён якудза в продолжительную серию. Правда, Гоша, который помог Ивашите обрести суперзвёздный статус, от работы над проектом вскоре отошёл. Смерть режиссёра в 1992 году кажется обидно ранней (хотя какая смерть не кажется обидной). Лично мне очень жаль, что он не дожил до того, как его коллеги по золотым для японского кино 60-70-м Фукасаку, Ишии и Сузуки начали реанимировать кризисный кинематограф страны своими работами конца 90-х. Думаю, Гоша в этом достойном деле тоже принял бы участие. Но, увы, этого не случилось. Подводя итог деятельности режиссёра можно, наверное, посетовать, что не всё было ровно в его карьере. Но это в порядке вещей - творцу полезно искать и ошибаться, а Гоша сделал достаточное количество интересных, оригинальных, а порой и великих картин, помог модернизировать понятие о самурайском жанре. В отличие от своих циничных героев этот "киносамурай вне закона" действительно изменил кое-что в мире. И, думаю, не только в мире кино.
|
|
|