
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
24 мая 2008
Иван Денисов
 Во времена, когда знания о японском кино на Западе ограничивались десятью-пятнадцатью именами, Сузуки уже приобрёл солидную группу почитателей. Засыпавшие на фильмах Кобаяши или Инагаки критики восхищались абсурдистско-издевательским мировосприятием Сузуки, его визуальным талантом, умением работать с актёрами и создавать жанровые вроде бы фильмы, которые ломали все устоявшиеся представления о криминальных лентах или мелодрамах. История же с увольнением режиссёра со студии "Никкацу" добавляла эффектности, способствуя легенде о гении, работавшем среди ремесленников и жестоко за свою гениальность поплатившемся.
Времена те уже позади. К счастью, выяснилось, что выдающихся японских кинематографистов значительно больше, чем десять или пятнадцать. Выяснилось и то, что многие из них работали параллельно с Сузуки как раз на "Никкацу". Сказалось ли это на образе гения-анархиста? Совсем нет. Напротив, ещё больше его возвеличило. Легко прослыть великим среди серых постановщиков. Труднее им стать рядом с мастерами уровня Тошио Масуды или Ко Накахиры. А нашему герою удалось как раз последнее.
Сузуки-сан отмечает 85-летний юбилей. Без Сузуки, седовласого кинематографиста-мудреца с очень своеобразным чувством юмора, уже невозможно представить мировое кино. Здесь уместно будет процитировать слова знатока японского кино Марка Шиллинга: "Его переосмысление жанровых канонов и сюрреалистически-анархическое видение повлияли на многих современных режиссёров. Для нового поколения японских кинематографистов Сузуки гораздо важнее, чем Одзу или Осима. Он не давит авторитетом, он словно всегда рядом, вдохновляя и поддерживая… Многие фильмы его престижных и политизированных современников устарели, но лучшие работы Сузуки продолжают удивлять и восхищать".
Вспомним же основные факты из биографии режиссёра, а заодно лишний раз поговорим о его картинах. Сейтаро Сузуки (именно так) родился 24 мая 1923 года в Токио. Его отец занимался производством велосипедных звонков и надеялся получить в лице Сейтаро достойного наследника. Но у юного Сузуки с самого начала всё пошло не так, как ждали окружающие. Первая попытка поступления в институт (1941 год) провалилась, так что Сузуки посвятил год самообразованию. Тогда же у него появился интерес к кино, но будущее в бизнесе казалось неудавшемуся студенту более важным. В конце концов он поступает в высшую школу Хиросаки, но долго учиться Сузуки не пришлось: раздался трубный глас родины, которой срочно требовалось, чтобы Сейтаро присоединялся к её защитникам. На всякий случай напоминаю, что Япония в это время вовсю воевала. Сузуки не рвался исполнять патриотический долг, но перспектива попасть под суд за дезертирство казалась ещё менее приятной. Пришлось идти. Хотя замечу, что в будущем дезертиры и ренегаты из фильмов Сузуки кажутся весьма положительными персонажами.
По идее, лейтенант отряда погодных наблюдений на море Сузуки мог считать себя героем. Он чудом выжил, когда его корабль был затоплен американцами, проведя несколько дней в открытом море. Более того, подобное случилось с ним дважды. Но у режиссёра война и его в ней участие никаких героико-романтических ассоциаций не вызывает. Он охотно рассказывает, как тратил все деньги на проституток и алкоголь, и каким уродливо-смешным виделся мир в те годы. Наверное, именно в военном прошлом можно увидеть характерные черты стиля режиссёра – внимание к абсурдным деталям жизни, отвращение к представителям власти и стремление выжить, как главный элемент человеческого бытия.
После войны Сузуки продолжил попытки получить экономическое образование, но ничего так и не вышло: проваленный вступительный экзамен в Токийский университет поставил на бизнес-амбициях нашего героя крест. По совету друзей Сузуки поступил на киноотделение Академии Камакура, после чего пошёл работать ассистентом режиссёра на студию "Шочику". Атмосферу той поры сам Сузуки рисует так: "На студии вы могли сами выбирать, к какому режиссёру идти. Я выбрал специалиста по мелодрамам Цуруо Иваму. Всей его команде запрещалось говорить о кино после работы. Разрешалось только пить. Меня это устраивало. Так я пропил семь лет". Тут подвернулось предложение от "Никкацу". Денег обещали в три раза больше, так что Сузуки охотно согласился и в 1954 году оказался на новой студии.
Как раз в том году глава "Никкацу" Кьюсаку Хори возобновил заглохшее в годы войны кинопроизводство. Талантливые молодые (и не очень) кинематографисты довольно быстро превратили "Никкацу" в ведущую киностудию. Космополитизм, открытость новым идеям, яркие и эффектные проекты, оригинальные режиссёры (Ко Накахира, Хироши Ногучи), блистательные актёры (Юдзиро Ишихара, Рурико Асаока) – всё это "Никкацу" 50-60-х. Неудивительно, что многие японские критики связывают появление "новой волны" не столько с фильмами Годара и Трюффо, сколько с режиссёрами "Никкацу" вроде упоминавшегося Накахиры или Корейоши Курахары.Сузуки, впрочем, не сразу стал на студии заметной фигурой. Он работал ассистентом мастера "экшн" Хироши Ногучи (именно его Сузуки до сих пор называет своим учителем), но уже чувствовал себя настоящим кинематографистом. Да и общение с коллегами не сводилось только к выпивке. "Когда собирались ассистенты, мы разговаривали о том, как свергнуть с пьедестала трио Куросава-Одзу-Мидзогути. Такое непочтительное отношение сильно помогало нам в работе. Жаль, что современные режиссёры слишком почтительны к старшему поколению. Это плохо для творчества". Забегая вперёд, скажу, что Сузуки стал как раз одним из тех, кому удалось осуществить мечту начинающих режиссёров и добиться признания и значимости даже больших, чем у упомянутой троицы.
4 страницы
1 2 3 4 
|
|
|
|