До понимания этой ленты необходимо вырасти. Что-то обрести и потерять, полюбить, возненавидеть, испытать гамму чувств, которые нам дарит жизненный путь. "Гражданин Кейн" - тяжелый фильм, ибо в нем самом говорится - как уместить семьдесят лет жизни человека в 20 минут хроники? Снимаю перед Уэллсом шляпу, он гениальнейший режиссер - ему не просто пришлось делать фильм, он срежиссировал оперу, хронику, драму, триллер, детство, любовь, крушение, дерзость, дружбу и смерть.
Если рассматривать каждый эпизод отдельно, можно написать книгу, ведь Уэллс приковывает внимание зрителя и не отпускает, заставляя «играть» каждый предмет, даже луч света в зале библиотеки и массивный, жуткий бюст Тэтчера. Апофеоз такой игры - это замок Ксанаду – рай, ставший Зазеркальем, могила неутомимого мечтателя, полный картин, скульптур, паззлов и замерзших стенаний той, что ненавидела пение и была изуродована железной волей Кейн. Кейн уродовал все, к чему прикасался.
Сюжет: великий магнат Чарльз Фостер Кейн умирает, оставляя после себя миллионы долларов и тайну, последние слова. За разгадкой этих слов журналист ищет близких Кейна и задает им вопрос: что такое "розовый бутон"? Знавшие Кейна пожимают плечами и по ходу проливают свет на другие стороны "гражданина", который мило улыбался с потертых кадров кинохроники.
Фильм начинается и заканчивается показом таблички "Вход воспрещен", и вместе с нами, зрителями, камера этот запрет нарушает. Мы попадаем в царство теней, над которым грозной скалой возвышается мавзолей тому, кто так безумно хотел любви и обожания. Перед смертью Чарльз Кейн произносит слова "розовый бутон", и при просмотре даже не надеешься на то, что кто-то обнаружит разгадку - настолько этот "гражданин" -жесткий, непоколебимый и безумный в своих порывах человек.
Не зря "Кейна" почитают за один из лучших фильмов в мире - понятное дело, что все находки Орсона растасканы, но как смачно, лаконично и хлестко использованы образы - семейный обед за столом, летит время, меняются костюмы, настроения, отношение, и - стол меняет свой размер. Или предметы - картины, полочки, безделушки, книги - они словно сбежались в кадр и теснятся в нем, мешая дышать и двигаться, воруют пространство - им надо подсмотреть, что же за драма произойдет перед ними. В ленте много хаоса и мало воздуха, интерьеры душат, несмотря на черно-белое изображение, китчевая опера с участием второй жены Кейна слепит глаза и раздражает их. Может, Кейн всю жизнь боролся с этим нагромождением предметов, пытаясь их заархивировать, чтобы найти то место или вещь, что называлась про себя "розовый бутон"? К порядку Кейн так и не пришел, вся его жизнь свелась к двадцати минутам кинохроники, куче мусора, миллионам долларов, канувшим в неизвестные экономики, спившимся персонажам, колонкам газет, фильму Уэллса и сотням статей, в чем-то подобных этой. КЛАССИКА!!!