
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
9 августа 2006
НА ПОСЛЕДНЕМ ДЫХАНИИ (A bout de souffle) Годар, 1960
Жак Лурселль
1960 – Франция (87 мин) • Продюсер «Империя», «Сэ-Эн-Си» • Режиссёр ЖАН-ЛЮК ГОДАР • Автор сценария Жан-Люк Годар, по синопсису Франсуа Трюффо • Оператор Рауль Кутар • Композитор Марсиаль Солаль • В ролях Джин Сиберг (Патрисия Франчини), Жан-Поль Бельмондо (Мишель Пуаккар), Даниель Буланже (инспектор Виталь), Анри-Жак Юэ (Антонио Беррути), Роже Анен (Карл Зюмбар), Ван Дуд (журналист), Лилиан Робен (Лилиан), Мишель Фабр (помощник Виталя), Жан-Пьер Мельвиль (Парвулеско), Ришар Балдуччи (Толмачёв), Клод Мансар (Клодиус Мансар).
В этой бледной копии американского нуара всё или почти всё позаимствовано у других: сюжет, жанр и темы взяты из американского кино, актриса Джин Сиберг повторяет саму себя из фильма Отто Преминджера «Здравствуй, грусть»*. Тем не менее, фильм будут называть революционным для закостенелого французского кино тех лет. С финансовой точки зрения, тот факт, что он обошёлся в три-четыре раза дешевле, чем большинство современных ему фильмов, и вызвал молниеносный и значительный успех, обеспечил ему целую когорту подражателей. С точки зрения визуальной, его небрежный, грубый стиль, отрицающий – в этом и есть главная новизна – все связки традиционного кинематографического повествования (наплыв, затемнение и т.д.), сам по себе станет символом молодого поколения. С точки зрения сюжета, «молодёжь», понятие смутное и растяжимое, надолго станет главной темой французского кино. Без сомнения, французское кино, скованное диктатурой 50- и 60-летних режиссёров (часто – талантливых), консерватизмом специалистов и профсоюзов, нуждалось в инъекции свежей крови. Но лекарство оказалось хуже болезни. Удар был нанесён по всем составным частям режиссуры. Работа без подготовки и разработки сценария станет причиной аморфности сюжетов (сюжет «На последнем дыхании» почти лишён жизни). Постоянные съёмки в экстерьерах постепенно сведут на нет студийную жизнь. Съёмки в «репортажной» манере остановят – на время – все поиски и открытия в операторском искусстве. Единственным подлинно новаторским элементом можно назвать рождение звезды Жан-Поля Бельмондо. Без усилий чередуя в дальнейшем авторское кино с «коммерческим», ломая все привычные устои и клише, этот артист подготовит почву к появлению нового типа разностороннего актёра, образцом которого в наши дни является Жерар Депардье. Всё с тем же подходом агрессивного и холодного фиксирования реальности, Годар посвятит свои следующие работы не лишённому сочувствия описанию умственного смятения своего поколения, которое послужит неисчерпаемым источником для десятков фильмов. Единственная причина, по которой «На последнем дыхании» стоит ещё упомянуть в наши дни – в том, что он, как веха, отмечает вхождение в эру потери кинематографом своей невинности и природного волшебства. Естественно, нельзя возложить ответственность за это на один-единственный фильм. После появления «На последнем дыхании», как после тяжёлой травмы, кинематограф станет более скучным, менее изобретательным, более самосознающим (self-conscious, как говорят англо-саксы со скрытым пренебрежительным оттенком).
N.B. Большая часть истории «новой волны» связана с ростом доверия к ней со стороны любителей кино и широкой публики в целом. Многие начали верить тому, что кинематографисты говорили о себе, и часто повторяли за ними их слова. Однако главная оригинальная черта режиссёров «новой волны» - на этот раз, оригинальная безусловно – состоит в том, что никто раньше них не говорил так много хорошего о себе и так много дурного – о других. Лишь несколько примеров из великого множества: «Мы всегда полагали, что «новая волна» - это дешёвый фильм против фильма дорогого. Вовсе нет. Это просто-напросто хороший фильм, каким бы он ни был, против плохого». «Их кинематограф [режиссёров, не принадлежащих к «новой волне»] был полностью оторван от реальности. Они были отрезаны от всего (…). Они не проживали своё кино. Однажды я увидел Деланнуа, входящего в студию «Бийянкур» с портфелем: можно было подумать, что он входит в страховую фирму». (Лично мы, оглядываясь назад, да даже и не оглядываясь, предпочтём сумку Деланнуа и некоторые его фильмы всему творчеству Годара). «До войны, например, между «Славной компанией» Дювивье и «Человеком-зверем» Ренуара существовала разница, но только разница в качестве. В то время, как сейчас между нашими фильмами и фильмом Вернея, Деланнуа, Дювивье или Карне существует разница природная». Эти высказывания Годара, иллюстрирующие то, что Фредди Бюаш, едва ли преувеличив, назвал «фашиствующей спесью» «новой волны», содержатся в журнале «Кайе дю синема», № 138 (1962). Позднее снят американский римейк «На последнем дыхании» (Breathless, 1983) Джима МакБрайда с Ричардом Гиром и Валери Каприски в главных ролях.
БИБЛИОГРАФИЯ: сценарий и диалоги в журнале «Авансен», № 79 (1968). Также содержит оригинальный сценарий Трюффо. Реконструкция фильма в фотограммах в коллекции «Библиотека классики кинематографа», Балан, 1974.
|
|
|