В программе "Горизонты" Венецианского кинофестиваля состоялась мировая премьера Бирмингемского орнамента - нового фильма Андрея Сильвестрова, одного из самых радикальных русских режиссеров и культуртрегеров, и художника, участника группы "Медгерменевтика", Юрия Лейдермана. В интервью "Синематеке" режиссер рассказал, почему всегда ждет, что его побьют, как можно быть независимым в современном мире и в чем разница между современным искусством и кино.

Ты перед отъездом в Венецию, на Канском фестивале, опасался, что на премьере Бирмингемского орнамента публика ни черта не поймет и сбежит. Почему?
Знаешь, меня в итоге реакция публики очень удивила. Это был все-таки большой зал, на 500 мест, и народ, конечно, ходил туда-сюда, было какое-то брожение, но оно не носило того тотального характера, которого я ждал. Я думал, что где-то через полчаса, когда люди поймут, как это устроено, они начнут выходить. А они уходили не больше и не меньше, чем на других фильмах. И в финале хлопали даже. С другой стороны, мы там сами впервые посмотрели Бирмингемский орнамент от начала до конца, и при всех своих странностях - это фильм, все атрибуты "фильмического" в нем наличествуют.
Когда в этом году на фестивале в Канске ты показывал свой прошлый фильм Мозг - тоже говорил, что, дескать, сейчас бить будут. А что там может вообще публику коробить, кроме каких-то совсем тонких и деликатных вещей? То, что фильм идет как документальный, а потом резко поворачивается на девяносто градусов и становится видеоартом каким-то, а следом - мокьюментари?
С точки зрения языка он гораздо проще. Хотя черт его знает… Наверное, это естественно, когда во время премьеры боишься реакции. Знаешь, про Мозг у меня был долгий спор с моим учителем Борисом Юханановым. Он говорил, что надо выкинуть из фильма все, кроме документальных монологов, и тогда судьба фильма будет определена: каждый фестиваль будет его готов с руками оторвать, это будет вполне формат. А я: "Не, Борис Юрьич, можно я оставлю…" Какой смысл снимать кино, если тебя на премьере не побьют? Ну, мы ж занимаемся рекламой, и когда делаем ее, понимаем: не, них…я не побьют, нормально заплатят.
Читать далее