Один из самых заметных российских режиссеров последних лет, автор Свободного плавания и Сумасшедшей помощи Борис Хлебников рассказал "Синематеке" о том, какими будут две его следующие картины и почему он не хочет снимать документалистику, поразмышлял о достоверности в кино и описал планы созданного год назад КиноСоюза.
Ксения Косенкова: Борис, расскажите, пожалуйста, о фильме, над которым сейчас работаете.
Брис Хлебников: На самом деле их два, я расскажу про оба. Один из них я начну снимать через неделю, а второй – осенью. Они совершенно по-разному придуманы. Тот, который я буду снимать сейчас, – это фильм по документальному материалу, который делал журнал "Большой город". Лет пять назад Алексей Казаков, который тогда был главным редактором, посадил несколько человек в ресторан "Пушкин" и на протяжении недели записывал их разговоры. Я долго думал, что с этим материалом можно сделать, а потом мы с Сашей Родионовым написали по нему сценарий, добавив туда сквозную линию двух официантов. Денег мне на это никто не давал, но мой друг, продюсер Елена Степанищева, с которой мы и раньше работали, предложила найти сто тысяч долларов и снять полнометражный фильм. Поскольку это ресторан "Пушкин", то там нужны "звезды" – и они как-то неожиданно все согласились. Там будут Фандера,
Толкалина, Михалкова, Шнуров, комментатор Василий Уткин. Снимать будет
Павел Костомаров. Съемочный период запланирован короткий, пятнадцать-шестнадцать дней.
Важно, что все будут работать за проценты – от половины процента до десяти, в зависимости от вклада в фильм. В нашем представлении это будет не коммерческое кино, но и не авторское в таком, знаете, совсем дремучем артхаусном смысле. Мне кажется, что кино, сделанное по такой схеме, может окупиться. Если его купят, условно говоря, за вдвое бoльшие деньги, то мы со всеми расплатимся. И тогда это уже будет история о том, что авторское кино можно снимать подобным образом, не ходя, например, по большим студиям. Вообще, абсурдно, что такой фильм, как
Сумасшедшая помощь, стоил почти два миллиона долларов. Поэтому сейчас мне это особенно интересно – попробовать делать такое кино, какое хочешь, за такие вот небольшие деньги. Чтобы это становилось "микрокоммерческим" продуктом.