Выходящий на этой неделе в прокат фильм
В субботу не столько даже подводит итог всего творчества сценариста и режиссера Александра Миндадзе, сколько предельно внятно проговаривает основные его мотивы. С точностью манифеста, которого, как ни странно, не хватало, чтобы расставить все точки над "i".
Миндадзе — это именно тот случай, когда такое, казалось бы, неприменимое к художнику с большой буквы действие необходимо. Просто чтобы окончательно понять некоторые моменты в его творчестве, которые были слишком туманными и неясными. А в новой картине Миндадзе есть все то, что составляет его фирменный стиль — но не только. Главное – теперь стало очевидным, что вносил Миндадзе в фильмы
Абдрашитова, и какими они могли бы быть, если бы сценарист сам переносил на экран свои сюжеты.
Александр Миндадзе – уникальный кинодраматург хотя бы потому, что его сценарии невозможно читать как обычный текст, даже в литературной обработке (а они изданы отдельной книгой): слишком много там нюансов и тонкостей, проявляющихся только на пленке, существующих только вместе с действием. Проговорить их недостаточно, при отсутствии действия все замирает, остаются лишь какие-то бессмысленные буквы, набор символов. Как шифровка, к которой нет ключа. Особенно это заметно по тем сценариям, которые реализовал не сам Миндадзе и не Абдрашитов:
Миннесоте Андрея Прошкина,
Трио Александра Прошкина и
Космосу как предчувствие Алексея Учителя. В этих фильмах все слова героев воспринимаются как чужие для них. Вроде все необходимые элементы на местах – эйфория, катастрофа, резкая перемена участи. Но все они не отзываются, молчат. Остаются шифрограммой.