Анимационный художник и режиссер Валентин Ольшванг – автор фильмов Розовая кукла, Про раков, Со вечора дождик рассказал "Синематеке" о том, как он снимает свои удивительные мультфильмы и чем они близки греческой трагедии, а также объяснил, в чем кроются опасности анимации как вида искусства.
Мария Терещенко: Не так уж много художников сегодня, которые снимают трудоемкие и сложные фильмы. Вы как раз такой. Что Вас мотивирует?
Валентин Ольшванг: Как говорил в фильме
Андрей Рублев Даниил Черный: "Это большой грех - свой талант в землю зарывать". Это для красивости. Но если проще: когда чего-то хочется, нужно это делать…
Но почему нужно делать на пределе сил?
Это желание эволюционирует в процессе жизни. Вначале была, конечно, доля азарта, авантюры. Максимализм, амбиции, хочется себя реализовать. Это все неплохо, даже необходимо. Другое дело, во что тщеславие выливается: важен культурный опыт, культурная среда. Мне повезло, что я был на Екатеринбургской студии рядом с Оксаной Черкасовой, Караевым, Петкевичем*. Это был очень "питательный бульон"**.
А вот ощущение от первой работы (
Розовая кукла - М. Т.) связано в основном с паническим страхом - перед комплексом собственной бездарности.