Танго польского режиссера
Збигнева Рыбчиньского принято относить к анимационному жанру, хотя неискушенный человек наверняка счел бы эту короткометражку игровой.
В любом случае, важны не дефиниции, а то, что фильм представляет собой остроумнейший формальный эксперимент. В кульминационный момент мы видим, как в пространстве крошечной комнаты сосуществуют 36 персонажей, каждый из которых занят своим закольцованным в экранном времени делом и совершенно не замечает окружающей толпы. Режиссер рассчитывает движения точно, как в цирковом балете, и эта идеально выверенная хореография вкупе с бытовой простотой действий и их нарочитой непубличностью неизменно производит сильное впечатление.
Танго, реж. Збигнев Рыбчиньски
Для того, чтобы организовать такой ловкий фокус в докомпьютерном 1980-м году Рыбчиньски проделал серьезную работу. "Мне пришлось нарисовать и раскрасить около 16 тысяч кадров и сделать несколько сотен тысяч распечаток на оптическом принтере, - рассказывает режиссер. - Процесс занял 7 месяцев (по 16 часов работы в день). Чудо же заключается в том, что негатив после всех этих манипуляций был поврежден минимально, а я сделал меньше ста ошибок из возможных нескольких сотен тысяч".