В издательстве "Зебра Е" вышел двухтомник Станислава Говорухина: первая книга - классические "заметки режиссера" под названием "Черная кошка"; вторую, озаглавленную приговором "Страна воров", составляет публицистика. Издание представляет характерный портрет Говорухина, в котором всегда уживались режиссер-денди в белом костюме и с трубкой в зубах, эдакий колонизатор, Киплинг от кинематографа (только пробкового шлема не хватает) и яростный полемист, воспринимающий камеру как смертельное оружие, средство борьбы со всем тем негативом, который атакует "простого русского человека" и посягает на "святые истины". И эти две ипостаси режиссера, как правило, находились в очень сложных отношениях — то переплетаясь, то отодвигая одна другую на задний план.
Говорухин всегда чувствовал время острее, чем кто бы то ни было: по части умения улавливать "цайтгайст" и выбирать для обзора окружающего ландшафта самую выгодную точку ему нет равных. В эпоху брежневского застоя он, словно восприняв буквально совет Бродского ("Если выпало в Империи родиться — лучше жить в глухой провинции у моря"), окопался в тихой Одессе и стал одним из немногих советских мастеров жанрового кино. Если перечислить основные жанры, получится, что в СССР чуть ли не лучшие их образцы создал именно Говорухин. Лучший детский фильм -
Приключения Тома Сойера; лучший и первый триллер, после просмотра которого в детстве было страшно идти спать по темному коридору -
Десять негритят с зомбиподобным Владимиром Зельдиным-Уоргрейвом и совершенно хичкоковской Друбич-Верой Клейторн; лучший криминальный фильм -
Место встречи изменить нельзя. Плюс снятые по его сценарию
Пираты ХХ века - первый советский боевик.