
В корпусе британского искусства лондонской галереи "Тейт" до 16 января проходит выставка работ Эдварда Майбриджа. В этом году минуло 170 лет со дня рождения этого великого англичанина, большую часть жизни отдавшего Америке, хулигана и эксцентрика с внешностью университетского профессора, изобретателя хронофотографии, чуть не ставшего пионером кинематографа, но так и оставшегося в его предыстории. В связи с негромкой датой происходит заметная дозагрузка репутации. В Англии вышли две монографии, посвященные собственно Майбриджу, а не "герою в контексте эпохи", а также объемистый добротный альбом.
Выставка в "Тейт Британия" – явление не только просветительское и развлекательное, но и, разумеется, идеологическое. Здесь выставляются работы гарантированно британской идентичности. Между тем, вся деятельность Майбриджа связана с Америкой. В 22 года он уезжает в Калифорнию, где занимается книготорговлей и увлекается фотографией. В 30 лет он попадает в тяжелую аварию на междугороднем дилижансе и вынужден вернуться в Англию, где ему предлагается более комфортное и гарантированное лечение. Пойдя на поправку, Майбридж окунается в мир биржевых спекуляций – ему нужны деньги, чтобы рассчитаться с долгами. Но Америка притягивает его масштабной натурой и творческой свободой, немыслимой в миниатюрной консервативной Британии. В 1867 году Майбридж возвращается в Новый Свет, где в течение 30 лет последовательно реализует несколько фотографических проектов, и уже семидесятилетним мэтром пишет две итоговые книги – "Животные в движении" (1899) и "Человеческая фигура в движении" (1901). Умирает Майбридж, тем не менее, на родине, в Кингстоне-на-Темзе – городе, подарившем ему старообразное написание имени "Эдвард". Надпись King Eadweard появилась здесь на водруженном в 1850 году обелиске в честь коронации древних монархов, когда будущему фотографу было 20 лет. Спустя 54 года его хоронят в уютной близости от королевского обелиска. Американский художник дает понять, что его символические корни и материальный прах принадлежат Англии. Это призвана подчеркнуть и выставка в "Тейт". С определенной точки зрения, это, наверное, провинциализм. Но Англия благополучно и крепко функционирует с его помощью не одно столетие.
Читать далее