Когда вспоминают официальную опалу того или иного отечественного фильма, часто можно услышать недоумённый возглас нашего наивного, словно вчера родившегося, современника: "За что же его всё-таки запрещали?.. Ведь режиссёр, в конце-то концов, агитирует за советскую власть?.." И трудно растолковать, что и стократ советские убеждения авторов, как ни странно, не играли особой роли, когда решалась судьба их фильмов - органическое неприятие казёнными властями
Вертова,
Довженко или
Хуциева не всегда имело исключительно политическую подоплёку.
Феномен личной и социальной деструктивности Эрих Фромм выводил из... некрофилии, трактуемой им более расширительно, чем сексуальное извращение:
"...это страстное желание превратить всё живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения; а также исключительный интерес ко всему чисто механическому (небиологическому). Плюс к тому это страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей" (Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности - Москва, Издательство "Республика", 1994. С. 285).
"Латентный" некрофил, утверждает Фромм, распознаётся, помимо прочих его признаков, и по его языку: "Прямым проявлением речевой некрофилии является /.../ употребление слов, связанных с разрушением или с экскрементами" (
Там же. С. 292). Здесь поневоле улыбнёшься: "сортирная" терминология у нас - фирменная слабость "сильных мира сего", они ею даже бравируют - от тех "пахучих" баек, что размазывает по газетному листу Никита Сергеевич Михалков, впору зажать нос [См.:
"Аргументы и факты", № 16 (1537) от 21-27 апреля 2010. С. 3].
Однако очевидно, что для "некрофилов", описанных самим же Фроммом, более характерны, напротив - жеманная галантерейная лексика и слащавое сюсюканье, от которых, как от приторной патоки, может стошнить куда сильнее, чем от густейшего муссирования "неаппетитных" терминов. Ведь сахаринная речь - нехитрый камуфляж, инстинктивное "вытеснение" за пределы внешне очевидного органической тяги к нечистым материям и разрушительной агрессии. Это - аффектированная имитация чувств, которых изначально нет в природе некрофила, оттого так фальшиво выглядят их сентиментальные гримасы и велеречивые речи.