Символ Хитоши Мацумото – безусловно, лучшее, что пока что произошло со мной на 32 Московском кинофестивале. Мацумото – популярный японский комик, но в программе ММКФ его фильм
Символ выглядел натуральным авангардом. Запертый в совершенно пустой комнате клоун (сам режиссер и автор сценария) делает неожиданное открытие. Если нажимать на торчащие из стены маленькие гениталии ангелов, в комнате начинают происходить невероятные события. По завязке фильм напоминает популярные года три-четыре назад японские игры, в которых необходимо выбраться из жилой комнаты (пример можно посмотреть
здесь или набрав в поисковике "Japanese room escape game"). В отличие от аскетичных комнат в этих играх, напоминающих скорее гостиничные номера, комната, в которой находится клоун – действительно очень странное место, напоминающее одновременно о карго-культах и загробном мире в представлении Флэнна О'Брайена. Параллельно в картине развивается другая сюжетная линия - где-то в Мексике ветеран-рестлер по прозвищу Человек-улитка готовится к сложному бою с молодым и задиристым соперником. Два главных героя, клоун и рестлер, не знают, какая между ними связь, и не узнают этого до самого конца фильма (см.
зарисовку Хармса Связь).