
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
Олег Ковалов
Война и плат Вероники
8 мая 2010, 20-06
 Просматривая рулоны кинохроники, снятой в нацистской Германии, порой вздрагиваешь - столь образны иные кадры. Вот на сцене, на фоне глухого чёрного бархата, выступает девочка-акробатка, этакая Суок с трепещущим бантом и в светлом платьице, отливающем шелковистым блеском, а анфилады зала белеют лубками и марлевыми повязками - его заполняют парни-инвалиды в военной форме, искалеченные на Восточном фронте. Но уныния нет в их рядах - они радостно хохочут, глядя на гибкое тельце девочки-подростка, а один из них, в такт аплодирующему залу, восторженно лупит уцелевшей рукой по... бедру сидящего рядом приятеля.
В нацистских киножурналах инвалидов войны показывали охотно и часто. Зачем, казалось, лишний раз будоражить общество, если дела на фронте - хуже некуда? Но... этих искалеченных людей экран изображал так, что поначалу и не признаешь в них инвалидов. Исключительно симпатичные и ухоженные, они овладевают новыми профессиями: инвалид-каменщик ловко орудует крючьями протезов, укладывая кирпичик к кирпичику, однорукий крестьянин учится управляться с косой и граблями, другие, добродушно улыбаясь, мастерят детские ясельки и игрушки для рождественской ёлки, -словом, Инвалиды Рейха со вкусом трудятся и радостно отдыхают в театрах, цирках и на эстрадных представлениях, не рефлексируя и не обращая особого внимания на те маленькие неудобства, которые доставляют им боевые увечья.
Когда камера показывает с размахом организованные спортивные состязания калек, снятых вперемешку с отборными арийскими девахами, сами собой проступают контуры этакого нацистского "Города Солнца", лучезарной "Империи инвалидов". Телесная ущербность преподносилась пропагандой как естественное состояние нормального мужчины - в явной полемике с той мощной национальной традицией, что возникла после Первой мировой войны в искусстве Георга Гросса, Отто Дикса и других мастеров "левого", социального экспрессионизма.
Читать далее

Давно не читала такого прекрасного аналитического материала.
 
Запев этой статьи напомнил мне рассказ одной знакомой пожилой немки, которая, совершив велосипедный тур по Польше, со слезами на глазах живописала ужасающие немецкие бункеры, где, цитирую: "БЕДНЫЕ немецкие мальчики вынуждены были сидеть". Фрау заткнулась, только когда я сказала, что один из моих дедов погиб на войне. А ее муж смущенно пролепетал, что, конечно, Гитлер - величайший злодей.
P.S. Бункеры служили не только бомбоубежищами и штаб-квартирами, но там нацисты хранили награбленные ценности
PPS "порой вздрагиваешь - столь образны иные кадры" Мне, правда, интересно понять, что автор хочет сказать этим текстом? Что антигуманистические, в частности расисткие, идеологии способны порождать гениальные с художественной точки зрения образы? Что это нужно увидеть своими глазами и восхититься или вздрогнуть вместе с автором? Смазанный финал статьи оставляет впечаление недосказанности, а отстуствие выводов наводит на мысль о неполноценности подобного опыта компаративного анализа. Статья, в результате, оставляет впечатление подросткового бунта с прослушиванием, например, фашистских гимнов. Так, для прикола.
Последнее редактирование от bebebe : 2010-05-18 13:08:48.
Мой Государь! Имею дерзость предложить в Вашем Высочайшем присутствии запретить овцам блеяние. Овцы хороши, чтоб их стричь.
нет, я серьезно
почему в день годовщины победы над фашизмом я должна в уголке вместе с господином Коваловым наслаждаться достоинствами нацистской хроники? Вы такая умная, ироничная, объясните?
Последнее редактирование от bebebe : 2010-05-19 23:47:37.
идеологии умирают, а образы остаются - вот в чем нехитрый смысл
это хорошо видно по фильмам Довженко, например
Согласна, Искусство выше идеологии, но в отношении обсуждаемого предмета, как мне кажется, еще не время "собирать камни" .
ну почему же нет? изживать стали сразу после Дня Победы
старенький Пабст снимал антигитлеровские фильмы после войны в ФРГ, а до этого снимал для Геббельса
и вот сейчас это видно, что идеология тает постепенно - покажи Довженко или Донского тем, кто ходил в детский сад в 80-е, и они вздрогнут, а те, кто родился в 90-е, уже посмотрят на это как на страшную сказку
Последнее редактирование от Zoidberg : 2010-05-20 13:52:41.
развенчание советских мифов - важное дело, только Ковалов начал его не с того конца
да и вообще, на самом деле, не обижайтесь, но - у вас просто сознание как-то устроено так, что вы в первую очередь обращаете внимание на идеологию
вот, например, нынешний Робин Гуд Скотта - там сюжет отчасти выстроен вокруг Хартии вольностей, ну и несколько раз за фильм произносится слово "свобода"
слово "свобода" каждый из зрителей волен понимать так, как ему хочется, фильм и его производственная команда не выстраивают вокруг этого никаких сколько-нибудь содержательных смыслов
то же самое и с кино Третьего рейха, на самом деле, там 95% фильмов - это обычное жанровое и развлекательное кино. у людей, которые его делали, руки, конечно, нечисты - остались в Германии, не были коммунистами - считай, уже пособники режима. вот Марика Рёкк поет, а на самом деле это она фашизм поддерживает, ну и т.д. а еще заметен милитаризм в "Илиаде" Гомера, и это нехорошо
эх вот не соглашусь, так же как и голливуд времён охоты на ведьм, и совок были режиссёры, которые искусственно пропихивали идеологию выгодную политическим деспотам, более того довоенное кино и голливудское и европейское явно очерчивало границы, где жизнь, а где не жизнь, и в этом слабость такого кино, и именно из-за этой бреши был так популярен реализм и неореализм.
ну а я вот считаю, что эскапизм должен быть популярен
поэтому лучше, имхо, смотреть фильмы, где количество условностей максимально - ты их либо принимаешь сразу, либо бросаешь смотреть с криком "в жизни так не бывает"
я думаю, что это лучше дисциплинирует ум в том смысле, чтобы понимать кино как искусство
ну и с другой стороны, это выстраивает определенную линию, через которую не стоит переступать в действительности
Витя ну я же сказал, что не сами условности антихудожественны, показ, что вне этих условностей нет жизни, вот что постыдно.
не надо передергивать 
Я комментировала то, что было написано о кинохронике, а это безусловно-идеалогизированный жанр
Мне кажется, мягко говоря, неуместным подобострастное отношение к тем cinema makers, которые работали на режим Гитлера
А дар абстрагирования, или эскапизма, или не знаю, как еще его назвать, даже в анализе идеологического кино Третьего Рейха - это просто нравственная незрелость
Последнее редактирование от bebebe : 2010-05-22 12:41:21.
да нет же
начало текста строится так - показывают веселых и адаптировавшихся в обществе инвалидов, что само по себе хорошо, но все равно жутковато - потом контекст дается, почему, собственно они стали инвалидами - потом приводятся классики экспрессионизма, которые без оптимизма смотрели на отчаянное положение калек - потом приводится пример сглаживания проблемы в советском кино и т.д.
мне кажется, что это последний раз, когда я ввязываюсь в интернет-дискуссию, потому что все убеждает только в одном - все думают только о своем, читать тексты никто не читает, а интернет-общение нужно только для одного - затевать флеймы, например, о том, как мы боремся с проявлениями фашизма в немецкой кинохронике, которую никто, кроме автора статьи, не смотрел
флеймов я не затевала
написала свое мнение о статье, а дальше отвечала только из уважения к собеседнику
Вы постоянно передергиваете.
|
|