
Как выяснилось на церемонии закрытия, Гильдия кинокритиков, наградившая двумя идентичными призами Волчок и Кислород, попала в точку – те же две картины поделили почти все призы Большого жюри во главе с Сергеем Сельяновым – Волчок получил главный приз и приз за лучшую женскую роль Яны Трояновой, Кислород - приз за режиссуру и за лучшую музыку. Вручая призы Гильдии Сигареву с Вырыпаевым, я сказал, что первый из них снял наиболее глубокоэмоциональную, а второй – самую формально изощренную картину конкурса. Но, правда (чего я говорить не стал), и самую холодную, несмотря на горячий рэп и быстрый темп.
Уровень конкурса оказался высоким – по оценкам кинопрессы, 9 картин из 12 получили среднюю оценку "хорошо" или "отлично" - выше 5,5 балла по 10-балльной шкале. На первом месте Волчок (7,7 балла), далее Сказка про темноту Хомерики (7,3), Сумасшедшая помощь Хлебникова (7,1), Кислород (6,9), Бубен, барабан Мизгирева (6,7), Миннесота Прошкина (6,3), Сынок Садиловой (6,1), Похороните меня за плинтусом Снежкина (5,6), Скоро весна Сторожевой (4,1) и совсем внизу Непрощенные Шипенко (2,7) и Европа-Азия Дыховичного (2,6). Две последних стали жертвами экспериментов отборщиков над киножурналистами – если бы их не вставили в конкурс, даже и сократив его на один день, а прямиком пустили в прокат, никто бы их не тронул. При этом неудача Дыховичного (причем бесспорная – средний разброс оценок 1,6 балла, что очень мало) весьма обидна, потому что режиссер он умный и талантливый, просто жанр кинокапустника – совсем не его дело, а Шипенко жалеть не стоит – парень способный, фильм местами сопливый, без нужды путаный, но в целом скроен по модным лекалам, так что оба, режиссер и фильм, пробьются к своим, лишь бы мимо нас. Самыми спорными в киножурналистской среде, кстати, оказались именно те два фильма, которые наградила Гильдия, то есть Волчок и Кислород (средний разброс оценок у того и другого – 2,4 балла: грубо говоря, кто-то ставил единицу, а кто-то десятку).
Читать далее