9 июня начались пресс-конференции. Сначала отвечал на вопросы Иван Дыховичный, выражавший уверенность в том, что его картина найдет своего зрителя. Ругал прокатчиков за то, что отказались прокатывать Копейку, хотя она еще несколько лет была лидером продаж на "Горбушке". И крепко высказывался в адрес фашиствующей российской власти. Про символику стакана спермы сказал, что никакого символического смысла в стакан не вкладывал – просто решил стебануться.
Следующим перед журналистами появился Иван Вырыпаев, который отверг мое предложение экранизировать другие элементы таблицы Менделеева, имеющие для человеческой жизнедеятельности не меньшее значение, чем кислород, но согласился с тем, что слегка придушил в себе драматурга, дабы кислородное голодание открыло дорогу изображению. Было похоже, что его всерьез волнует категорический императив христианских заповедей и он пытается определить границы их применимости, используя принцип сомнения, вызывающий у зрителей этический шок.
Короткометражные фильмы второго дня были посильнее, чем вчера. Начальник Юрия Быкова построен на смене зрительского отношения к герою, капитану ФСБ, к которому на дачу врываются двое молодых грабителей: пока он является жертвой, то вызывает сочувствие, но когда его жертвами становятся бандиты, возникает отталкивание. С интересом смотрится и Кам-Тугези Александра Баршака – психологически выверенная история робкого и слабого мальчика, с которым заводит дружбу спортсмен-старшеклассник, чтобы подобраться к его сестре. Некоторое удивление вызвала Вспышка Таисии Решетниковой: девушка забегает в фотоателье сделать фотографию на паспорт, а фотограф угрожающим тоном приказывает ей раздеться, запугивает до полусмерти и… фотографирует: ему был нужен снимок испуганного женского лица. А вот документальный фильм Марины Дроздовой, Александра Киселева и Андрея Бильжо Венецианский жених про англо-итальянского антиквара Энтони Кларка, который приезжает в Россию, чтобы найти себе жену, досмотреть не удалось – кассета мистическим образом сделала незапланированный стоп-кадр и не позволила узнать, чем кончилось дело.
В полнометражном конкурсе показали Сказку про темноту Николая Хомерики, недавно побывавшую в Канне - тонкую и почти бессюжетную картину о жизни одинокой сотрудницы милиции, которая не может найти контакт с мужчинами, отталкивающими ее своей грубостью. Хомерики мастерски создает в кадре такое настроение, которое лучше всяких слов, на почти подсознательном уровне объясняет странное поведение героини, а превосходная игра Алисы Хазановой позволяет назвать ее претенденткой на приз за лучшую женскую роль фестиваля. Что же касается звания лучшего актера, то на него сделал заявку Сергей Горобченко, мощно сыгравший в Миннесоте Андрея Прошкина по сценарию Александра Миндадзе старшего из братьев-хоккеистов, фрейдистские отношения между которыми обостряются после того, как младшего пригласили играть за границей. Некоторые критики, правда, сочли фильм надуманным и нарочито драматизированным.

Ссыки по теме
Кинотавр, день второй
Юбилей на кризисной волне (к старту Кинотавра-2009)