
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
27 октября 2011
Иван Денисов
Однако здесь лучше последовать ещё одной рекомендации Томаса Соуэлла: "Не путать пессимизм с отчаянием". И вспомнить фильмы, в которых авторы пытались найти золотую середину между дегероизацией и укреплением супергеройской мифологии.
Разумеется, для этого надо было по мере сил дистанцироваться от политики. Как это постарался сделать Мэтью Вон в фильме Пипец (2010, по комиксу Марка Миллара). Режиссёр и автор комикса вообще-то британцы, но история вполне американская, так что не будем цепляться к деталям. Центральный персонаж, увлечённый комиксами подросток-неудачник, решает попробовать себя в роли супергероя, что приводит к разнообразным бурным событиям. Режиссер обильно пересыпал фильм чёрным юмором, жестокостью и постарался довести до абсурда феминизацию экшн-кино (самая ловкая убийца в Пипце - 11-летняя девочка в отличном исполнении Хлои Мориц), но в основном это всё внешние эффекты. На мой взгляд, ничего нового в тему супергероев картина не внесла, оставшись добротным боевиком.
Кадр из фильма "Пипец", реж. Мэттью Вон
От "посланий" воздержался и замечательный опять же британский постановщик Эдгар Райт в экранизации комиксов канадца Брайана Ли О'Мэлли Скотт Пилигрим против всех (2010). Хотя история тоже предлагала не самого типичного борца со злом (добродушный бездельник "слегка за 20" Скотт вынужден геройствовать, пытаясь покорить сердце очаровательной девушки с разноцветными волосами и сомнительным прошлым), Райту интереснее визуальная сторона, воспроизводящая безумный мир, увиденный глазами фаната комиксов и компьютерных игр. Подход себя оправдал, так как в результате Райт сделал один из лучших развлекательных фильмов нулевых, успешно избегающий претенциозности "реалистических" экранизаций комиксов.
А кому удалось сделать почти идеальную картину на темы непривычных супергероев, так это Джеймсу Ганну. Супер (2010) жанровую мифологию вроде бы тоже переосмысляет, но одновременно укрепляет её. Это не экранизация графического романа, но очень точная стилизация. С точки зрения формы Супер блистателен: очень чёрные шутки уместны и смешны, изобразительная сторона точно воспроизводит "оживший комикс", а экшн-сцены эффектны и жестоко-реалистичны. Даже по части высмеивания юных супергероинь Ганн оставляет Убивашку из Пипца позади. Эллен Пейдж, спасаясь от имиджа "девушки из политкорректных драм для услады критиков" (Джуно) и "симпатичной статистки из скучного блокбастера" (Начало), сыграла в Супере свою лучшую роль. Такой обаятельной и одновременно смертельно опасной социопатки на мировых экранах давно не было.
Кадр из фильма "Супер", реж. Джеймс Ганн
Если обращаться к трактовке "супера", то в фильме Ганна это снова неудачник, берущий на себя роль борца с преступностью. И пусть некоторая часть критики видит в картине "деромантизацию насилия и супергероев". Ганн не так прост. Пока есть уверенные в своей безнаказанности нарушители закона, напоминать им о неотвратимости наказания необходимо. И лучше всего напоминать об этом получается у одиночек-неудачников, которым нечего терять. То есть супергерои со всеми своими проблемами и минусами необходимы обществу. А фильмы о них необходимы кинематографу. И пусть снимают "ревизионистские" картины, атакующие мифы о супегероях. Главное, чтобы они оставались единичными явлениями. Сегодня, когда западной культуре надо обороняться от многочисленных атак снаружи и изнутри, важнее фильмы, укрепляющие победительную мифологию "супергеройского кино". В том числе такие, как Супер.
3 страницы
1 2 3
|
|
|
|