Кино без бюджета
Новая тенденция, которая появилась не только в отечественном кино, но и в международном — это кино без бюджета, снятое без привлечения государственных денег. Более того, сейчас все чаще в интервью с различными деятелями кино встречается такое мнение, что господдержка — это зло. Что вы об этом думаете?
В том виде, в котором она у нас есть, господдержка — это зло. Она нужна, но должна быть принципиально другой. Государство должно поддерживать продюсеров. Самый лучший вариант, если ее будут оказывать в виде кредита. Это бы сразу дисциплинировало продюсеров, нацелило их на достижение реально ощутимых результатов, заставило бы их реализовывать настоящие бизнес-планы. Обычное вливание денег, которое у нас происходит, ни к чему хорошему не приведет. Так что единственное, что государство может сделать с точки зрения вложения денег в производство кино, это обеспечение кредитования на льготных условиях. Такая мера уменьшит количество спекуляций вокруг кино, сократит объемы ростовщичества и оградит от недобросовестных инвесторов. К тому же, обеспечит настоящую творческую конкуренцию в борьбе за зрительский успех. Это, как ни странно прозвучит, вернет государству не только вложенные деньги, но и действительно поможет сформировать национальную идею и госидеологию. Еще важно воспитать новые кадры в профессии промоутера и прокатчика. Сейчас это большей своей частью не профессионалы, а грободелы. Они ленятся, ничего не делают, у них нет креатива. Просто сидят на своих приобретенных пакетах. Их надо всему учить. Обязательно надо поддерживать дебюты и экспериментальное кино — с этим все уже согласились. Есть зоны, где государство должно оказывать финансирование с умом. Сейчас это не так.
Снимать фильмы стало дешевле и легче, а бум независимого малобюджетного кино так и не произошел ни в России, ни во всем мире. Почему?
Потому что это бессмысленная вещь. Такого кино не может быть очень много. К тому же независимое кино в сравнении, например, с независимым театром, никогда не будет стоить три копейки. Когда речь заходит о low-budget, оно все равно стоит денег — сто тысяч долларов, даже больше. И те, кто говорит, что снимает дешевле, врут и на самом деле снимают не малобюджетное кино. Даже если все работают за идею, само производство бесплатным никогда быть не может. Кино — это самый дорогой вид художественной деятельности.
Может ли малобюджетное кино стать для нашей индустрии выходом из затянувшегося кризиса?
Нет, кино без бюджета само по себе не может являться выходом из кризиса. Такое кино не спасет мир. Поэтому не нужно искать революционных путей там, где их нет. Малобюджетное кино должно хоть как-то сочетаться с бюджетным кино. В идеале того и другого должно быть поровну. Без подушки из фильмов для широкой аудитории индустрия не сможет производить кино без бюджета. И между этими двумя формами не будет баланса. Хорошо бы еще, чтобы начинающие режиссеры учились снимать любое кино — и дорогое, и дешевое.
Профессия: продюсер
Одни продюсеры занимаются исключительно авторским кино, как Сергей Члиянц и Арсен Готтлиб. Другие, как Сергей Сельянов и Роман Борисевич, ищут стык авторского кино со зрительским. Себя в этом отношении вы как позиционируете?
Не бывает зрительского кино, если оно не авторское. И Роланд Эммерих, снимающий фильмы-катастрофы, и Вернер Херцог — оба они занимаются сугубо авторским кино. Более того, все успешные фильмы — авторские. Режиссер — вполне самостоятельная фигура. Он должен выступать оппонентом продюсеру, а продюсер в свою очередь выступать оппонентом режиссуру. Если они еще при этом способны договориться друг с другом о чем-нибудь конструктивном, вот тогда и выходит что-то стоящее.
Некоторым режиссерам бывает потом стыдно за свои работы. У продюсеров такое бывает?
Это очень персональный вопрос. Наверное, у кого-то бывает, а у кого-то — нет. Но для этого должны сложиться какие-то особые обстоятельства.
Вы такое чувство испытывали когда-нибудь?
Никогда.