
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
23 сентября 2011
Кира Сапгир
Михаил Шемякин, художник, скульптор, балетный постановщик, в определенный момент устремился в мир анимации и создал свою Гофманиаду. Фантасмагории Эрнеста Теодора Гофмана, кажется, изначально ждали воплощения "братом по сказке", современным чародеем Шемякиным. Увы, Песочный человек, Копеллия, Крошка Цахес все еще ждут "довоплощения" на умирающем экране студии "Союзмультфильм".
Кто и как разбудит сонное царство анимации? Об этом с маэстро беседовала Кира Сапгир. Их разговор происходил в средневековом замке, куда М. Шемякин перелетел через океан пару лет назад...
 Михаил, кино вообще и мультипликация в частности для вас новый жанр. Чем он вас привлек?
Ну, во-первых, жанр этот для меня не такой уж новый — я окунулся в мир мультипликации еще в конце 50-х. Мы с моим другом и однокашником фотографом Валерием Плотниковым уже пытались создавать рисованные мультфильмы. Покупали кинопленку, соскабливали с нее желатиновый слой, ночами сидели и рисовали прямо на пленке какие-то сценки с различным комическими персонажами, а потом прокручивали на экране. Кроме того, на мое видение повлияла профессия мамы — Юлии Николаевны Шемякиной — она тогда покончила с карьерой кино- и театральной актрисы и ушла работать в кукольный театр у Евгения Адольфовича Деммени. И я рос в окружении этого сказочного народца, с их особой мимикой, неповторимой выразительностью, условностью...
Cобственно говоря, анимация родилась раньше кино. Были еще в XIX в. какие-то блокнотики с фигурками, альбомы, дети пролистывали их, фигурки двигались. И ваши персонажи, рисованные и вылепленные марионетки, тоже родились раньше вашей же мультипликации... Мне иногда кажется: стоит отвернуться от ваших персонажей — и они оживают во всем их лукавстве, веселой жути. Когда начала создаваться "Гофманиада"?
Работа над мультфильмом началась 10 лет назад, в 2001 году. Инициатором проекта был сам директор "Союзмультфильма" Акоп Киракосян. Он и пригласил меня создавать анимацию по Гофману. Ведь у меня, в моем творчестве, все это уже было создано, заранее. Моим персонажам сам бог велел воплощаться сперва в балете, а теперь в анимации — то есть ожить по-настоящему. Но мультфильмом дело не ограничилось Мы с моими друзьями — Антоном Адасинским и Славой Полуниным — создали игровой черно-белый фильм, также названный Гофманиада.. И там живые актеры условны настолько же, насколько очеловечены куклы, созданные по моим эскизам...
А теперь давайте на минутку вернемся к истокам. Вам, конечно, известно, что первым русским мультипликатором был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра?
Ну конечно же. Когда я начинал работать в Мариинском театре, меня познакомили с этими шедеврами. Я тогда с изумлением узнал, что многие движения в балетах в начале исполнялись Ширяевым в кукольном мире. Его куклы прыгали, танцевали, летали! Я был очарован, заинтригован... И секреты Ширяева по сей день остаются не раскрытыми до конца.
Мне кажется, как-то не случайно сплывается в вашей судьбе все это: ваши картины, ваши балеты, теперь вот мультфильм. Можно ли считать это предопределением свыше?
Ну, где-то все это было закручено, конечно. У каждого человека есть предупреждение от судьбы, предопределение. Поэтому я уверен, что все, что случается в моей жизни, которую я как-то, оглядываясь, анализирую, все происходит по заданной, определенной программе. И что я, Михаил Шемякин, двигаюсь по этой линии всю свою жизнь.
3 страницы
1 2 3 
|
|
|
|