
Сводный рейтинг последнего номера Variety обозначил нового любимца фестивальной критики, которым стал Стыд - вторая картина Стива МакКуина.
Как сообщает лаконичный пресс-релиз, Голод (дебютный фильм Маккуина) был о заключенном, добивающемся свободы разума через уничтожение своего тела, Стыд же рассказывает о свободном человеке, который делает свое тело тюрьмой.
Главный герой, которого снова играет Майкл Фассбендер, - успешный менеджер, убежденный холостяк и раб своей похоти. На пути к её бесконечному удовлетворению встает младшая сестра (Кэрри Маллиган) - перекати-поле, жалкая певичка, приехавшая в Нью-Йорк, чтобы развлекать посетителей ресторана. Сестра, несмотря на сопротивление брата, заселяется в его роскошной квартире с видом на залив, разом превращает жилище и разум дорогого родственника в бардак. Теперь ему становится неловко приводить домой случайно подцепленную красотку, даже онанировать приходится в ванной и на работе.
Как только менеджер теряет возможность следовать властному голосу своих гениталий, он начинает некрасиво фрустрировать, обижает красивую коллегу-негритянку с неприемлемыми планами приватизировать его личную жизнь и, конечно же, старательно ненавидит прилипчивую сестру.
Голод был прекрасен необычными экспериментами с формой, которые своей детальной избыточностью по большому счету затмевали сюжет и снимали все вопросы к правдоподобности. Стыд решен совсем в другом, предельно реалистическом ключе, становящимся вызовом одновременно для режиссера, актеров и зрителя. Предел доверия последнего МакКуин неоднократно испытывает категоричностью поступков героев, это мешает вопринимать сюжет как жизненную историю, а страсть режиссера к деталям местами опускается здесь до затяжной документации мочеиспускания. Как и в случае с Альпами, Стыд выглядит попыткой талантливого начинающего режиссера не повторяться, выражением комплекса подтвержденной предыдущим фильмом полноценности.
Маститого Тодда Солондза давно уже не беспокоит следование обозначенному еще Счастьем фарватеру, но возможности для изящных маневров он все равно изыскивает. Его Темная лошадка про толстого еврея, похожего на жизнерадостный опарыш мишленовского логотипа, на удивление мила и развлекательна. С привычной наблюдательностью и старательностью высмеивая особенности существования американского общества, режиссер радует лихим переводом финала фильма в гротеск коматозных видений главного героя. Солондз вполне может повторить успех своего предыдущего фильма Жизнь в военное время, который жюри Мостры одарило призом за лучший сценарий.
Фестиваль приближается к своей середине, про последнюю громкую премьеру первой его половины - фильм Томаса Альфредсона Шпион, выйди вон - читайте в следующем репортаже.