А вообще часто во время работы у вас бывали такие моменты, когда вас просили выключить камеру?
Часто. Сейчас я не могу вспомнить какого-нибудь конкретного примера. Но я уверен, что такое случалось. Если кто-то играл на камеру, я говорил, да это забавно, но я просто хочу поснимать. Но когда случалось что-то серьезное и они хотели уйти, я уважал их желание. Это их жизнь, они имеет право делать в ней то, что хотят. К сожалению, не могу вспомнить примера. Но такие моменты точно были.
В фильме есть место, где мы вдруг задаем себе вопрос: а что это за родители, у которых выросли такие необычные дети? Ведь в чем-то они, как говорят американцы, "лузеры", пытающиеся реализовать в своих детях то, что не получилось у них. И, кажется, что ваш фильм сейчас даст крен в сторону родителей, тем не менее, вы этого не делаете, почему?
Вы говорите, что родители "лузеры", но я так не думаю. Они необычные люди, но лузеры это последнее, чтобы я хотел о них думали. Мне кажется, многим людям, которые посмотрят этот фильм, они понравятся. Эти родители по-настоящему вовлечены в жизнь своих детей, они заботятся о них и они очень хорошие люди. Так что я с вами не согласен.
В моей оценке не было ничего негативного, просто мне они показались несколько чудаковатыми…
Да, они, правда, необычные. Именно поэтому я и решил снимать о них фильм. Если вы снимаете документальный фильм о неинтересных людях, вряд ли это будет кому-нибудь интересно. Но это не для привлечения внимания, не то же самое, что фильм, например, о людях, помешанных на Star Trek и о том, как они изображают его героев. Но вопрос был в том, почему я не остановился подробнее на родителях этих детей, так?
Да, потому что на самом деле не дети делали выбор, а этот выбор за них когда-то сделали родители. Он заставили их потратить огромное количество часов, сил, эмоций на эти гонки. А дети имеют дело с уже совершившимся фактом в своей жизни.
У нас есть кусочек про родителей, где кое-что объясняется. Если бы отец Анабэт не работал, у Анабэт не было бы того, что необходимо любому подростку. Если она определилась с тем, чего хочет - отлично. Но раз она решила быть профессиональной гонщицей, она должна быть готова от многого отказаться. И это его точка зрения на это. Или взять родителей Джошоа, вынужденных оплачивать счета, и его маму, которая переживает о том, как опасно участвовать в этих гонках…
А как после работы над этим фильмом, изменилось ваше отношение к собственным детям? Понимаете ли вы теперь, как важно то, какой вы и что вам интересно, для того, что у них будет в жизни?
Я не думаю, что дети в фильме, участвующие в гонках делают это из-за родителей. Мне кажется, если бы дети этого не хотели, вряд ли кто-нибудь из них стал бы гонщиком. Конечно, они не смогли бы этим заниматься, если бы их родители не работали на это, не тратили бы на это деньги. Но я убежден, что они делают это не для родителей. Родители всегда хотят, чтобы дети любили то, что любят они. Но я понимаю, что я должен дать своим детям возможность найти и реализовать свою мечту. Моим детям – только 3 и 5 лет, но я стараюсь. К примеру, если твоя дочь любит Барби, а ты считаешь Барби глупостью, то ты можешь предложить ей что-то еще, например, увлечься собаками. Чем-то еще, - может, ей понравится! Так я лучше помогу ей определиться с тем, что ей нравится. Я могу помочь узнать ей как можно больше вещей, из которых она потом сделает выбор.
Но вы не ставите подряд документальные фильмы и не рассказываете о классиках документального кино.
Ну, вообще-то они любят смотреть… Нет-нет, я конечно, этого не делаю. Но посмотрев мой фильм, они решили, что не хотят быть документалистами, а хотят быть гонщиками.
А вы полюбили гонки?
Они мне стали нравиться больше, чем до того, как я начал снимать фильм. Мама Анабэт сказала гениальную вещь, некоторые люди думают, что это просто езда по кругу, но чем это отличается от погони за мячом или забрасыванием его в корзину? Все кажется глупым, до тех пор, пока ты не начинаешь это понимать. И чем больше ты узнаешь о чем-то, тем больше ты проникаешься. И неважно, что это - бейсбол, или документальное кино, или гонки – все, что угодно. И в этом одна из главных задач документального кино – знакомить людей с явлениями, людьми, о которых они не знают, которых не понимают. Помочь им принять в себя мир, поначалу им незнакомый.
Обычно документалисты - это очень серьезные люди, которые рассуждают об этике и эстетике документального кино, думают, где найти деньги на производство и как прокатывать фильм. А вы на удивление жизнерадостный человек. Как вам, как документалисту, удается оставаться таким жизнерадостным?
Даже не знаю. Я тоже размышляю о том, где и как взять деньги. Но когда ты показываешь людям фильм и наблюдаешь за их реакцией – это очень здорово. Мне нравится процесс съемок, и я счастлив, что могу снимать документальное кино. И это, пожалуй, единственное, чем бы мне хотелось заниматься в жизни и дальше.