| 
| 
	
 
	| 			
						
			
    Иван Денисов 						
			 Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма. Читать далее  |  |  | 
	
		|  |  
		| 
				
					| 
 1 сентября 2011 Алексей Гуськов					
												 
 
						 Ну что ж, 68-й Венецианский кинофестиваль уже не прошел зря. Открывшись статусными, качественными, но в целом необязательными Мартовскими идами Джорджа Клуни и Да здравствуют антиподы! Виктора Косаковского, продолжив совсем непонятно к чему показанными Воинами радуги, Мостра разродилась замечательной комедией Романа Полански Резня.
 Резня крайне лаконично построена: открывается и закрывается короткими созерцательными сценами с участием детей, которых все оставшееся время "в прямом эфире" будут обсуждать их родители, ограниченные пространством квартиры и ближайшей лестничной клетки.
 
 Родители побившего мальчика приходят к родителям побитого мальчика по настоянию последних, чтобы "остановить насилие". Неприятный разговор никак не приходит к конструктивному решению, и завершить его достойно, при всем желании, не получается.
 Фильм поставлен по пьесе, а вся его кинематографичность уместилась в монтаж. Четыре участника пьесы - четыре ярких типажа, каждый из которых отлично подходит его исполнителю. Джоди Фостер играет сухую, жесткую, неспособную расслабиться и абстрагироваться женщину, которая держит под каблуком простого и добродушного увальня без амбиций (Джон Си Райли). Герой Кристофа Вальца - самодостаточная эгоцентричная скотина, сдвинувшая всю возню по дому и ребенку на жену (Уинслет), старающуюся сохранить лицо, но безысходно страдающую от своего положения. Как ни странно, Кейт Уинслет выглядит наименее правдиво, хотя в оправдание можно сказать, что ее персонаж, кажется, неважно проработан.
 Поначалу неудобные переговоры ведут женщины - мужчинам, что естественно, подравшиеся мальчишки чем-то странным не кажутся. Герой Райли кое-как подыгрывает жене, герой Вальца, адвокат, к нарастающему общему раздражению вовсе не интересуется предметом разговора, зато постоянно прерывает обсуждение животрепещущей темы, отвечая на рабочие звонки. Разговаривает по телефону он подолгу и самозабвенно. Звонки раздаются, конечно же, в самые неподходящие моменты. Или в самые подходящие - это как посмотреть.
 
 
 
 Две пары родителей слишком разные, чтобы долго сохранять маску дружелюбия, напряженность быстро ломает рамки приличия, и потихоньку все начинают грызться попарно и между собой, обнажая истинное лицо, матерясь, истеря, некрасиво напиваясь и опорожняя желудок.
 
 Герой Вальца - единственный, кто с самого начала по самый конец остается в фильме самим собой. Он только становится прямее, шутит все циничнее, а самообладание теряет лишь тогда, когда жена выбрасывает его телефон в вазу с цветами. Пьяные женщины дружно хохочут над минуту назад еще важным адвокатом, который беспомощно, как ребенок, сидит на полу, потерянно приговаривая: "Совершенно новый телефон! В нем вся моя жизнь!" В этот момент пары окончательно переразбиваются по половому признаку, забывают семейные интересы и увлеченно хамят.
 
 Роман Полански не снимал саркастических комедий со времен Жильца (в Резне, конечно же, есть даже отсылки к нему, например, подглядывающие соседи) и вернулся к жанру в прекрасной форме. Когда Полански, завзятый циник, стал рядиться чуть ли не гуманистом (см. насквозь фальшивый Пианист), это раздражало. Не исключено, что вновь показать истинное лицо старика заставили обострившиеся проблемы с американским правосудием - бесполезно же пытаться выглядеть белым и пушистым, когда тебя стараются посадить за изнасилование несовершеннолетней.
 
 Особенную прелесть камерной Резне придает тот факт, что Полански готовил её, находясь под домашним арестом - многочисленные попытки героев уйти из квартиры выглядят оттого еще смешнее. Интересно осознавать и то, что помимо общечеловеческих и половых паттернов поведения, Полански высмеивает нравы страны-обидчицы: попытки выглядеть образованнее и лучше, чем есть, неестественная корректность, непоколебимая уверенность в своей правоте и нежелание понимать других, черствая деловитость, склонность контролировать все сущее. Концепция воспитания ребенка здесь выглядит важнее самого воспитания. Возможно, что все это не сугубо американские проблемы, но Полански расположил героев в Нью-Йорке, одарил их соответствующими внешностью, работой и речью - воспринимать этот выбор двояко не получается.
 
 Ответ это Чемберлену или нет, но Резню приятно и интересно смотреть безо всякого понимания того, кто ее режиссер.  Это живой, остроумный, наблюдательный фильм, в котором сущность человека выражена лучше, чем в ином документальном фильме. Вы в нем узнаете и себя, и жену (мужа), и соседей. И с удовольствием над этим посмеетесь.
 
 Хорошая комедия - редкость сама по себе, в рамках фестиваля - еще большая редкость. Есть все основания полагать, что интересных фильмов непривычного звучания на фестивале будет много. Будьте с нами. все только начинается!
 |  |  |