Тем не менее, желающих пересматривать и понимать алексеевские фильмы находится достаточно. И становится их все больше. Хотя Алексеев получил широкое признание еще при жизни, широкое осознание реальной ценности его фильмов и графических работ начинает приходить только сейчас, уже в XXI веке. Отчасти потому, что Алексеев, как гениальный художник, заглянул в далекое будущее, отчасти – из-за того, что цифровые технологии сделали это редкое кино куда более доступным для зрителей (и исследователей тоже).
Так что нынешняя выставка произошла как нельзя более своевременно и, надо надеяться, сыграет немалую роль в процессе постижения миров Алексеева. Если Алексеевские фильмы называют анимированными (ожившими) гравюрами, то его книжные иллюстрации можно назвать застывшим кино. Странные и страшные литографии к "Братьям Карамазовым", похожие на эмали-офорты к "Слову о полку Игореве", выполненные на игольчатом экране иллюстрации к "Доктору Живаго" - все эти графические работы очень расширяют взгляд на Алексеева как режиссера-аниматора, давая представление о тех фильмах, которые он мог бы снять.
В рамках экспозиции также показывают анимационные работы, большой фильм об Алексееве (
Сны об Альфеони Владимира Напевного) и две документальные короткометражки о работе с игольчатым экраном. А 20 сентября на выставке состоится вечер с участием художников Леонида Тишкова, Игоря Макаревича, режиссеров Юрия Норштейна, Андрея Хржановского, писателя Людмилы Петрушевской, киноведа Наума Клеймана, директора издательства Vita Nova Алексея Дмитренко, коллекционера Бориса Фридмана (которому, собственно, и принадлежит представленная на выставке коллекция графики) и специалиста по творчеству Александра Алексеева Доминика Виллуби.
Продлится выставка до 25 октября.
Сны об Альфеони
Биография

Александр Александрович Алексеев родился в 18 апреля 1901 года в Казани. История его детства наполнена трагическими эпизодами: его старший брат Владимир покончил с собой, другой брат – Николай – умер от тифа, отец, занимавшийся политической деятельностью и служивший одно время военным атташе в Стамбуле, был убит, а мать – все время оказывалась слишком занята своими переживаниями, чтобы уделять время детям.
Учился Алексеев в кадетском корпусе, однако уже там, в младшие годы, выбрал основными своими увлечениями рисование и изящную словесность – даже основал литературный журнал, в котором публиковались работы студентов.
В 1921 году с группой кадетов он сбежал из России и оказался во Франции, где надолго обосновался в районе Монпарнас среди русской художественной богемы. Первое время он оформлял театральные декорации, но уже вскоре начал заниматься книжной иллюстрацией. В те предвоенные годы были созданы знаменитые теперь гравюры для "Братьев Карамазовых", "Пиковой дамы", "Падения дома Ашеров" (Эдгара По).

От работы с гравюрой сильно страдало здоровье Алексеева (он лишился одного легкого), а потому в работе ему стала помогать супруга Александра Гриневская – бывшая актриса, с которой художник познакомился во время работы в театре. С ней же и их восьмилетней дочерью Светланой, Алексеев начал делать свой первый игольчатый экран. Вскоре к ним присоединилась еще одна женщина - американская художница Клэр Паркер. Она появилась в жизни Алексеева в 1932-м году как ученица – и осталась навсегда как друг, и соратник, а с 1941-го года - вторая жена. Первый "игольчатый" фильм
Ночь на Лысой горе был закончен в 1933-м году, и сразу получил высокую оценку среди критиков.
В середине 1930-х Алексеев начал заниматься съемкой рекламы и вскоре даже основал небольшую студию. Много позднее в этой области он также придумал новый технический прием, который назвал "тотализация иллюзорных объектов". Суть приема заключалась в том, что при длительной экспозиции снимался перемещающийся в пространстве источник света. Прием очень эффектно смотрелся, например, при съемке рекламы сигарет, когда на экране возникали сложные фигуры и надписи, созданные якобы из сигаретного дыма (на самом деле, из света).
В 1940-м Алексеев вместе с семьей и Паркер покинул Европу и переехал на Американский континент, где оставался до конца Второй мировой войны. Здесь он делал ролики социальной рекламы, и, по заказу Канадского совета по кинематографии (NFB), снял короткий фильм
Мимоходом (для проекта "Народные песни"). А кроме того, познакомился с Норманом МакЛареном, который сыграл впоследствии немалую роль в пропаганде творчества Алексеева. В частности, с его участием на NFB был снят документальный фильм об игольчатом экране.