В 1948-м году "Союздетфильм" переименован в Московскую киностудию им. Горького. Первой картиной, вышедшей под новой маркой, стал фильм
Молодая гвардия (р. Сергей Герасимов, 1948), снятый по одноимённому роману Александра Фадеева. Режиссёр пришёл на студию со своими учениками из мастерской ВГИКа. В картине дебютировало более двадцати актеров - невиданное количество для консервативного кино тех лет. Среди них -
Нонна Мордюкова,
Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук,
Инна Макарова, Клара Лучко, Сергей Гурзо, Людмила Шагалова, Георгий Юматов, Евгений Моргунов, Муза Крепкогорская, Тамара Носова, Виктор Авдюшко, Борис Битюков, Николай Фигуровский...
Само это сообщество студенческой молодёжи, многие из которых были попросту друзьями, словно воскрешало дух студийности 20-х годов и казалось подозрительным. Настораживало и то, что молодёжь вступает в борьбу "сама по себе" - было приказано отразить в фильме "руководящую роль партии", и он переделывался. Зрителей поражало, что герои-молодогвардейцы представали на экране без патетических поз - они были здесь простыми живыми ребятами, а в игре молодых актёров не было натужного декламационного пафоса. Их достоверность вскоре востребует время, и многие дебютанты
Молодой гвардии станут определять лицо обновлённого кинематографа...
Роли фашистов - особенно внешне корректного офицера, сыгранного
Евгением Тетериным, - решались в фильме довольно тонко и без налёта пропагандистской карикатурности. Картина стала лидером проката и получила Сталинскую премию 1-й степени. Интересно, что роль предателя Стаховича сыграл здесь молодой
Евгений Моргунов. Позже выяснилось, что его прототип не был изменником, и эпизоды с этим персонажем были вырезаны.
В новейшие времена Герасимов снимает кинороманы о современности - появляются фильмы
Журналист (1967),
У озера (1969),
Любить человека (1972)... У него - репутация режиссёра-реалиста, но статус государственного художника заставляет Герасимова не то что говорить полуправду, но даже не касаться реальных проблем советской жизни. В его лентах есть известная степень жизнеподобия, но нет желания говорить обществу "неприятные истины". Искусная имитация некоей жизненной умудрённости окутывает здесь обычные прописи социалистического реализма.
Более непосредственным и даже изящным стал его фильм
Дочки-матери (1974), снятый по сценарию Александра Володина. Совсем странное впечатление производила костюмная кинодилогия Герасимова, снятая по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" совместно с киностудией "ДЕФА" - по идеям и киноязыку фильмы
Юность Петра и
В начале славных дел (1980) были всё же очень архаичны. И... в те годы мало кто уже вспоминал, что в этом - по видимости - невероятно благополучном и, в общем, не самом интересном мастере бродила некогда закваска самого натурального "пикассо".